Проблемы правонарушений при осуществлении медицинской деятельности ч1 - Мои статьи - Материалы - Персональный сайт
ФОРУМ ДУХОВНОГО ОПЫТА
Материалы
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [117]
Лекции [44]
Лекции А.Данильца
Альманах [2]
Рецензии на кино [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос
Добовлять ли ворд версии статей на сайт
Всего ответов: 515



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Приветствую Вас, Гость · RSS 09.12.2016, 02:57

Главная » Статьи » Мои статьи

Проблемы правонарушений при осуществлении медицинской деятельности ч1
Введение
Медицина одна из важнейших сфер жизнедеятельности человека, основной целью которой является сохранение жизни и здоровья людей. В настоящее время медицинская наука достигла больших успехов в профилактике и лечении многих заболеваний, которые ранее считались или вовсе неизлечимыми, или трудно поддающимися лечению.
Медицина стала способной проникать в глубинные явления и процессы, происходящие в организме человека, влиять на репродуктивную функцию человека, процессы рождения и смерти, генетический статус и т.д.
Одновременно с этим возрастает значение правового регулирования медицинской деятельности, включая уголовно-правовое.
Ответственность врачей за результаты их профессиональной деятельности находится в центре внимания специалистов различных областей знаний – медиков, биологов, биоэтиков, юристов, а также политических и общественных деятелей.
Правовая статистика (в том числе уголовная) об уровне, структуре и динамике преступлений, совершаемых в сфере медицинской деятельности специальными субъектами – медицинскими работниками, в общем анализе преступности практически полностью отсутствует.
Вместе с тем наблюдения исследователей этих явлений показывают, что число указанных преступлений в действительности увеличивается. Причем эти негативные течения происходят на фоне несовершенства российского законодательства, включая уголовное, отсутствия у работников следственно-судебных органов необходимых знаний, соответствующих уровню развития биомедицинских наук, на фоне проблем, сопровождающих проведение высокотехнологичных и обычных судебно-медицинских экспертиз, проблем интерпретации результатов последних и т.д.
Следует отметить, что правовые нормы, регламентирующих сферу медицинской деятельности, коллизионные и требуют принятия мер законодательного характера.
Главный нормативно-правовой акт, действующий в сфере здравоохранения Росси,  Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» 1993 г. (далее Основ), при всех его достоинствах, содержит немало декларативных положений, не находящих своего надлежащего развития в отраслевом законодательстве.
Действующее уголовное законодательство не отражает состав и структуру  криминогенной ситуаций, сложившейся в сегодняшней правоохранительной практике.
Существенные погрешности связаны с вопросами правовой и юридической терминологии, пробельность, дублирование признаков составов и т.д.).
Возникают вопросы конкуренции уголовно-правовых норм, требующие своего разрешения.
В практической деятельности следственно-судебных работников, расследующих или разбирающих по существу дела о преступлениях, совершаемых в сфере медицинской деятельности, испытывает немалые трудности, связанные с отсутствием специальных медицинских знаний.
Очень часто следователь или судья вынуждены целиком полагается на результаты, полученные в ходе судебно-медицинской экспертизы, будучи совершенно некомпетентным в соответствующей области.
Кроме того, сама «экспертиза по «медицинским» делам осуществляется врачами-экспертами, находящимися в подчинении Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Зависимый характер положения этих экспертов в некоторых случаях может повлиять на их выводы.
Правда следует сказать, что в последние годы проведение экспертизы всё чаще поручается независимым экспертам.
Количество уголовных дел, рассмотренных судами, по преступлениям, совершенным медицинскими работниками, крайне мало, что, собственно, и объясняется перечисленными нами проблемами. Это количество ни в коей мере не отражает действительной ситуации, сложившейся в данной сфере.
При этом анализ даже этого незначительного количества  уголовных дел показывает, что существуют трудности при квалификации правонарушений в медицинской деятельности. Наибольшие сложности, при этом, вызывают вопросы разграничения собственно профессиональных действий медицинского работника и его функций в качестве должностного лица, вопросы разграничения составов превышения власти и других должностных злоупотреблений и др. Эти вопросы уже становились предметом рассмотрения Верховного суда РФ.
Существует так же еще одно важное обстоятельство, а именно то, что большая часть потерпевших от общественно опасных действий или бездействия медицинских работников предпочитают обращаться в суд с гражданскими исками. Эти дела действительно быстрее доходят до своего  завершения. Пострадавшие добиваются возмещения расходов за понесенный ущерб, компенсации морального вреда именно в рамках гражданского судопроизводства.
Производство же по делам уголовным предполагает более сложный и  длительный процесс, кроме того, не исключено прекращение уголовного дела в отношении медицинского работника на досудебной стадии. Именно поэтому я предполагаю уделить наибольшее внимание в данной работе форме именно уголовных правонарушении в медицинской деятельности.
Всё сказанное выше, дает нам основание говорить о высокой степени актуальности, как теоретической, так и практической, выбранной нами темы  исследования.
Надо сказать, что рассмотренные в данной работе вопросы  поднимались в медицинской и юридической литературе. Они освещались учёными-правоведами как в прошлом, так и в настоящее время. Проблемы уголовной ответственности медицинских работников анализировали: В. И., Акопов, А. А. Бова, А. М Балла, А. А. Баяло, В. Битеев, П. Мазин, Г. Р.  Пономарев, , Н.Ф. Герасименко,  Л. Н. Гуляева,  Р.А. Квернадзе, Н.Крылова, Н. Павлова, О. В. Леонтьев, П.И. Литовка, Е.Н.Маслов, Т.М.Максимова, О.Гаенко, М.Н. Малеина, В.Л. Попов, Ю.Д. Сергеев А.А. Старченко С.Г. Стеценко, А.В. Тихомиров,  М. Ю. Фуркалюк,  В. В.Хохлов, Ю. А. Хозяинов, Е.Шленева
Вместе с тем целый ряд вопросов уголовно-правового регулирования сферы медицинской деятельности требует своей дальнейшей проработки.
Это относится к проблемам правомерности причинения вреда в условиях крайней необходимости и при обоснованном риске, осуществляемом в медицинской сфере, к вопросам разграничения смежных составов, основаниям криминализации и декриминализации преступлений, совершаемых медицинскими работниками.
Объектом исследования являются правоотношения в области охраны здоровья и безопасности человека, состояние правовой оценки правонарушений в сфере медицинского обслуживания населения.
Предмет нашего исследования составляет общественные отношения, складывающиеся в процессе правового регулирования медицинской деятельности, определение механизмов и средств решения данной проблемы.
Целью исследования становится анализ вопросов правового регулирования медицинской деятельности как одной из самых важных сфер жизнедеятельности человека, в том числе вопросов квалификации преступлений, совершаемых медицинскими работниками.
Для выполнения поставленной цели нам необходимо решить ряд последовательных задач:
 сформулировать понятие медицинской деятельности, определить её виды и круг субъектов;
 показать, как осуществляется правовое регулирование медицинской деятельности, и определить место уголовно-правового регулирования указанной деятельности;
 проанализировать различные классификации преступлений, совершаемых в сфере медицинской деятельности, по различным основаниям;
 дать правовую характеристику преступлений, совершаемых медицинскими работниками;
 определить и проанализировать обстоятельства, исключающие преступность деяний, совершаемых в сфере медицинской деятельности, а также те обстоятельства, которые преступность деяния не исключают;
Гл.1. Медицинская деятельность как предмет социально-правового регулирования

    1.1 Понятие, виды и субъекты медицинской деятельности

Итак, медицина – совокупность наук о здоровье и болезнях, о лечении и предупреждении болезней, а также практическая деятельность, направленная на укрепление и сохранение здоровья людей, предупреждение и лечение болезней.
Опираясь на данное определение, мы можем выявить правовое содержание понятия «медицинская деятельность» и провести анализ взаимосвязи дефиниций составляющих её правовую сущность.
Медицинская деятельность имеет своей основной целью охрану такой значимой конституционной категории, как здоровье человека.
Отмечая, что особенности правового регулирования любых отношений во многом связаны с особенностями их содержания, скажем, что полноту правового регулирования медицинской деятельности, целесообразность применения для этого тех или иных правовых средств, а также другие проблемы, возникающие при правовом регулировании медицинской деятельности, трудно оценить и разрешить, не исследовав само содержание данной деятельности.
На основе существующего международного и российского правового регулирования нам необходимо отграничить данную деятельность от иных, смежных видов деятельности и, с учетом этого отграничения, дать ей определение.
Нельзя не отметить, что той же цели, что и медицинская деятельность – цели охраны здоровья, служит, в широком смысле, и деятельность в сфере физической культуры и спорта, позволяющая сохранить здоровье, и деятельность экологических организаций, ведущих борьбу против загрязнения окружающей природной среды, и многочисленная иная деятельность, которая и в доктрине здравоохранения, и в доктрине права, а также в обыденном общении практически никогда не рассматривается как медицинская.
Таким образом, основываясь только на телеологическом критерии разграничения – критерии, связанном с целью деятельности, нельзя отграничить медицинскую деятельность от иных, смежных с ней видов деятельности.
Необходимое разграничение можно осуществить, если обратиться к дополнительным способам – к последовательности и к содержанию приемов, которыми осуществляется охрана здоровья в медицинской деятельности.
В настоящее время перечень этих способов получил свое закрепление как в международных, так и в российских правовых актах.
Ими являются на основании. «Основ»:
- профилактика заболеваний,
- диагностика заболеваний,
- лечение заболеваний,
- уход за больными,
- реабилитация
И в деятельности правоохранительных органов, и в деятельности экологических организаций, и в иной деятельности, не являющейся медицинской, охрана здоровья осуществляется другими способами.
Выделим, при этом, различия в понятиях медицинской деятельности, фармацевтической деятельности и целительства, так как указанные виды наиболее близки к медицине.
Фармацевтическая деятельность не может относиться к медицинской по тому основанию, что:
во-первых эти понятия официально разграничены законодательством РФ (ст. 54 Основ),
во-вторых, основными способами осуществления фармацевтической деятельности являются: «оптовая и розничная торговля лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств; что совсем не относится к медицинской деятельности».
Более сложным представляется разграничение медицинской деятельности и целительства.
Некоторые авторы придерживаются позиции отнесения народной медицины (целительства) к медицинской деятельности. Мы позволим себе не согласится с такой моделью.
Так, М. А. Ковалевский дает следующее определение медицинской деятельности: «…медицинская деятельность представляет собой деятельность, основной целью которой является охрана здоровья (поддержание и восстановление здоровья, осуществляемые путем профилактики, диагностики и лечения заболеваний пациентов (лиц, в отношении которых осуществляется медицинская деятельность), а также путем ухода за больными (пациентами) и их реабилитации)».
Данное определение, на мой взгляд,  не совсем полное, потому что, исходя из содержания этого определения, возможно рассматривать как медицинскую не только деятельности профессионалов в медицинской сфере (врачей, сестер и т. п.), но и соответствующую деятельность лиц, не являющихся профессионалами в сфере медицины, т. е. деятельность матерей по уходу за своими малолетними детьми (лечение простуды, ссадин и т. п.), деятельность взрослых детей по уходу за хронически больными престарелыми родителями (инъекции, перевязки и т. п.).
В доктрине российской медицины подобная деятельность лиц, не являющимися профессионалами в области медицины, не признается медицинской.
В соответствии со ст. 54 Основ «… право на занятие медицинской деятельностью в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности».
Лица, не окончившие высшее медицинское заведение, могут быть допущены к занятию медицинской деятельностью только в соответствующем порядке, установленном Минздравом РФ после признания за ними получения среднего медицинского образования.
И, наконец, лица, получившие медицинскую подготовку в иностранных государствах, могут быть допущены к занятию медицинской деятельностью только после сдачи экзамена в соответствующих учебных заведениях РФ в установленном законодательством порядке.
Все сказанное нами выше дает основание полагать, что если к занятию медицинской деятельностью допускаются профессионалы в сфере медицины, то и сама медицинская деятельность является профессиональной.
Видимо, именно в этом аспекте законодатель акцентировал внимание на то, что уголовная ответственность наступает и для лиц, незаконно занимающихся медицинской деятельностью (абз. 8 ст. 54 Основ).
Уже поэтому вышеуказанную непрофессиональную деятельность родителей по лечению детей, детей по уходу за родителями нельзя назвать медицинской (скорее всего такая деятельность должна быть отнесена к медицинской помощи как к более емкому по субъектному составу).
Таким образом, медицинская деятельность включает выполнение медицинских работ и услуг по оказанию доврачебной, скорой и неотложной, амбулаторно - поликлинической, санаторно - курортной, стационарной (в том числе дорогостоящей специализированной) медицинской помощи по соответствующим медицинским специальностям, включая проведение профилактических медицинских, диагностических и лечебных мероприятий и медицинских экспертиз, применение методов традиционной медицины, а также заготовку органов и тканей в медицинских целях.
На мой взгляд, медицинскую деятельность можно определить как совокупность множества обеспеченных законодательно, последовательных, мотивированных действий медицинского персонала (врача, фельдшера, медицинской сестры), целью которых является достижение результата в виде оказания медицинской помощи (предоставления медицинской услуги) в реальном и будущем времени.
Чрезвычайно важно отметить, что «сущность медицинской деятельности состоит во взаимодействии медицинского персонала и пациентов по поводу оказания медицинской помощи (предоставления медицинской услуги).
При этом, медицинская деятельность может быть классифицирована по различным основаниям.
Во-первых, в основе классификации может быть вид (специализация) медицинской помощи. Так, можно рассматривать деятельность хирурга, терапевта, стоматолога, акушера-гинеколога, педиатра и т.д.
Во-вторых, медицинскую деятельность можно классифицировать по признаку субъекта её оказания (врач, фельдшер, медицинская сестра).
Исходя из такого подхода, можно говорить о врачебной деятельности, деятельности фельдшера, медицинской сестры.
Медицинская деятельность требует соответствующего обеспечения, в том числе - правового.
Медицинское правоотношение можно определить как возни¬кающую на основе правовых норм связь субъектов права, которые характеризуются наличием у них определенных юридических прав и обязанностей в сфере медицинской деятельности.
Принимая во внимание многогранность медицинской деятельности, целесообраз¬но выделять следующие группы субъектов медицинских правоотно¬шений:
I. Оказывающие медицинскую помощь.
II. Получающие медицинскую помощь.
III. Способствующие оказанию медицинской помощи (подразде¬ления обеспечения).
В качестве объекта медицинского правоотношения выступают те реальные блага, на достижение которых направлена реализация Нрав и обязанностей субъектов правоотношений, возникающих в сфере медицинской деятельности.
Сложность медицинских правоот¬ношений предопределяет их сложный объект.
В общем виде объек¬том медицинских правоотношений является процесс оказания меди¬цинской помощи.
Содержание медицинских правоотношений пред¬ставляет собой реальное поведение субъектов правоотношений, в рамках которого последние реализуют свои юридические права и обязанности. Важно отметить несовпадение целевых установок раз¬личных субъектов медицинских правоотношений. Если для субъек¬тов, оказывающих медицинскую помощь целевая установка заклю¬чается в качественном осуществлении лечения, то для субъектов, получающих медицинскую помощь целью преимущественно являет¬ся конечный результат лечения - выздоровление.
Юридические гарантии обеспечения медицинской деятель¬ности – это совокупность мероприятий, направленных на создание правового пространства функционирования сферы здравоохранения с целью обеспечения реализации законных прав и интересов субъек¬тами медицинских правоотношений.
Юридические гарантии могут быть выражены в виде гарантий реализации (нормы права, опреде¬ляющие права и свободы граждан при получении медицинской по¬мощи, а также возможности для их реализации) и гарантий охраны (нормы права, обеспечивающие ответственность государства, долж¬ностных лиц сферы здравоохранения, медицинских работников в сфере предоставления медицинской помощи).
Возможно разделение юридических гарантий на:
1) нормативные (закрепленные в между¬народных правовых договорах, в Конституции РФ, в законах РФ и подзаконных документах);
2) институциональные (связанные с меха¬низмами обеспечения медицинской деятельности);
3) процессуаль¬ные (напр. защита прав пациентов и медицинских: работников).
На¬ряду с государственным фактором обеспечения юридических гаран¬тий важно отметить также влияние на данные процессы обществен-ных организаций, фондов, частных лечебных учреждений и страхо¬вых медицинских компаний.
    1.2 Правовое регулирование медицинской деятельности

Регулирование отношении в системе российского здравоохранения осуществляется путем сочетания правовой регламентации, включающей в себя различные гражданские, уголовные, административные, финансово-экономические аспекты, и морально-этических представлений, являющихся неотъемлемой частью медицинской деятельности и имеющих для нее крайне высокое значение.
Можно сказать, что медицинское право - пограничная комплексная отрасль национального права России, регулирующая здравоохранительные и другие тесно связанные с ним отношения, к которым относятся отношения, складывающиеся в процессе реализации прав граждан на охрану здоровья.
К ним относятся отношения:
- по организации системы здравоохранения,
- управлению здравоохранением,
-организации обязательного и добровольного медицинского страхования,
-проведению лицензирования и аккредитации медицинских учреждений,
- экспертиза качества медицинской помощи.
Отношения, возникающие в сфере здравоохранения, регулируются многими отраслями права.
На мой взгляд, законодательство о здравоохранении регулирует довольно специфический круг отношений, который вряд ли представляется возможным сопоставить с какой-либо конкретной отраслью права.
В самом деле, в законодательство о здравоохранении очень тесно вплетаются трудовое, гражданское, административное, таможенное, социальное законодательство и целый ряд других.
В науке по этому вопросу до сих пор не сложилась единая точка зрения. Например, «В.П.Новоселов считает, что в медицине весьма обширная группа отношений регулируется нормами административного права. К ним он относит различные стороны предоставления гражданам лечебно-профилактической, диагностической и иной медицинской помощи, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий».
А.П.Коренев в своей статье «Особенности применения права в медицинской деятельности» («Медицинский вестник» № 2 2006 С.21)  считает, «медицинское право» является, среди прочих, одной из составных частей административного права.
Им возражает С.Г.Стеценко, в своей работе «Право и медицина: проблемы соотношения». М., 2008, С.38  отмечающий, что объективно существует достаточно оснований полагать, что в основном здравоохранению свойственен иной, а не только административно-правовой характер правоотношений.
При этом, по мнению автора, отношения в сфере здравоохранения регулируются комплексно, за счет нескольких отраслей права.
Н.А.Маграцкая указывает при этом в своей монографии «Право в здравоохранении» М.: 2003 С.23, что отношения по здравоохранению регулируются нормами различных отраслей права: административного, государственного, трудового, гражданского, уголовного, социального обеспечения.
Эту точку зрения разделяют и авторы работы «Право в медицина» (Акопов В.И., Маслов Е.Н.. Право в медицине .М.: Книга-сервис, 2008. 352 с.)  В.И.Акопов и Е.Н.Маслов, которые полагают, что отношения между врачом и пациентом, пусть и отнесенные к каким-либо отраслям права, по существу являются сложным общественным отношением, которое затрагивает нормы многих отраслей права.
На мой взгляд, предмет регулирования комплексного образования здравоохранительного законодательства составляют отношения по охране здоровья граждан, включающие:
- основы организации охраны здоровья населения;
- регулирование обязательного и добровольного медицинского страхования;
- номенклатуру и статус учреждений и работников здравоохранения;
- организацию лечебно-профилактической помощи населению;
- организацию санаторно-курортного лечения;
- санитарно-эпидемиологическое благополучие населения;
- обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., провозглашает право граждан на охрану здоровья и гарантирует его реализацию с помощью закрепления системы конкретных мер, принимаемых государством (ст. 41).
Одним из важнейших правовых актов в рассматриваемой сфере являются Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
В ст. 1 «Основ» граждан» указано, что охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-
гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья».
Граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья.
Компетенция этого права распространяется на охрану окружающей природной среды, создание благоприятных условий для труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, на производство и реализацию доброкачественных продуктов питания, а также на предоставление населению гарантируемого государством объема доступной медицинской помощи (разд. 4, ст. 17 Основ).
Определение охраны здоровья в законе дает возможность сформулировать представление о его правовой основе как системе мер правового характера, направленных на охрану здоровья каждого человека и обеспечение оказания медицинской помощи при его ухудшении или утрате.
«Анализ действующих в Российской Федерации законодательных актов, в которых изложены нормы, так или иначе способствующие охране здоровья, позволяет сделать вывод о необходимости и возможности их объединения в единый блок в виде специального кодекса».
Это означает, что меры правового характера, направленные на охрану жизни и здоровья человека, должны быть указаны в охранительных нормах всех отраслей отечественного права: гражданском, трудовом, семейном, административном, уголовном и т.д.
Лишь в этом случае нормы, содержащиеся в «Основах», могут быть реализованы с максимальной полнотой.
Основным предназначением медико-социального законодательства является дальнейшее развитие единого правового механизма реализации конституционных прав и свобод граждан и его распространение на одну из наиболее значимых для общества сфер деятельности — охрану здоровья граждан, в том числе на обеспечение их медицинской помощью.
В них определены основные принципы охраны здоровья граждан, задачи законодательства в области здравоохранения, основы его организации и руководства, права граждан при оказании медико-социальной помощи, обязанности и права медицинских и фармацевтических работников, порядок производства медицинской экспертизы, ответственность за причинение вреда здоровью граждан и пр.
Административная ответственность предусмотрена за нарушение законодательства о труде и правил по охране труда, нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм, незаконное приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах либо потребление наркотических средств без назначения врача и др.
Гражданско-правовые нормы о возмещении вреда, причиненного здоровью граждан (гл. 40 ГК), распространяются и на отношения в области здравоохранения. Можно также указать на ст. 29 и 171 ГК, которые предусматривают признание душевнобольных или слабоумных недееспособными и охрану их прав.
Для темы нашего исследование наибольшее значение имеют правовые основы регулирования медицинской деятельности в уголовном праве. Поэтому остановимся на них подробнее.
В Уголовный Кодекс РФ включена специальная глава о преступлениях против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности (гл. 3 УК).
В уголовное законодательство включены также нормы:
- о принудительных мерах медицинского характера (ст. 58-62 УК),
- незаконном врачевании (ст. 221 УК) и др.
Уголовно-Процессуальный Кодекс определяет порядок проведения судебно-медицинской экспертизы (ст. 78-82 УПК).
Наиболее частыми правонарушениями, совершаемыми медицинскими работниками и влекущие за собой уголовную ответственность, являются:
А. преступления против жизни и здоровья:
1) причинение смерти по неосторожности (ст. 109);
2) причинение умышленного вреда здоровью (ст. 111, 112, 115);
3) причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст. 118);
4) заражение ВИЧ-инфекцией (ст. 122);
5) неоказание помощи больному (ст. 125);
Б. преступления против здоровья населения и общественной нравственности:
1) незаконное изготовление, приобретение, хранение и перевозка, либо сбыт наркотических средств и психотропных веществ (ст. 233);
2) хищение или вымогательство наркотических средств и психотропных веществ (ст.229);
В. преступления против государственной власти:
1) превышение должностных полномочий (ст. 286);
2) получение взятки (ст. 290);
3) служебный подлог (ст. 292);
4) халатность (ст. 293).
Сложной проблемой является определение понятия “здоровье”, то есть того, что охраняет уголовный закон. Как известно, каждый организм имеет индивидуальные особенности, абсолютно здоровых людей не бывает.
Человек может родиться с врожденными заболеваниями, может получить их в результате естественного старения организма.
Каковы же нормы здоровья для человека?
Этот вопрос интересует ученых различных направлений – медицины, психиатрии, права. 3акон охраняет соматическое и психическое здоровье человека с начала жизни до ее завершения. В Конституции РФ отсутствует закрепление права человека на здоровье, но указывается, что человек имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41).
С точки зрения А.Н. Красикова, «прежде чем воспользоваться правом на охрану здоровья, следует, очевидно, иметь право на здоровье». Человек, которому предоставлено право на здоровье, затем может в случае необходимости использовать право на охрану своего здоровья.
 Поэтому право на здоровье так же, как и право на жизнь,  зафиксировано в Конституции РФ. Будучи закрепленным как основополагающее право, оно будет представлять объективное и субъективное право человека на здоровье. Без провозглашения права человека на здоровье, не закрепление его Основным законом выглядит умалением его как объективного права и, следовательно, как субъективного. Решение отдельных проблем, связанных с правом на здоровье, отраслевым законодательством может выглядеть безбазовым. Данная точка зрения представляется справедливой.
Правда, в п. 1 ст. 12 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого Генеральной ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. (в СССР вступил в силу 3 января 1976 г.) установлено, что «участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья».
И поскольку международно-правовая и внутригосударственная системы являются взаимосвязанными и в силу п. 2 ст. 1 Декларации прав и свобод человека и гражданина и ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, указывающих, что общепризнанные международные принципы и нормы в целом и относящиеся к правам человека, в частности, являются составной частью ее правовой системы, постольку можно сделать вывод, что человек в России имеет право на здоровье, но еще раз следует сказать, что такое важное право человека должно быть закреплено Конституцией РФ. Право на здоровье, которое является объектом уголовно-правовой охраны, возникает с момента появления на свет ребенка, независимо от степени его психофизического состояния.
Объектом телесных повреждений является фактическое здоровье другого человека как определенное физиологическое состояние организма и важнейшая предпосылка для участия в общественных отношениях.
Субъект умышленно или по неосторожности, причиняя вред здоровью, вопреки его воле, нарушает право человека на здоровье  и этим совершает преступление. Для квалификации содеянного как посягательства на здоровье необходимо, чтобы оно, как и при убийстве, было противоправным.
Однако в отличие от безусловной уголовной ответственности при эвтаназии, согласие потерпевшего на причинение ему вреда здоровью устраняет противоправность деяния лишь при условии, что оно было дано для достижения социально полезных целей и лицо, давшее такое согласие, было совершеннолетним и вменяемым.
Так, не рассматривается, как преступление причинение вреда здоровью пациента в результате надлежащего лечебного либо нелечебного медицинского вмешательства, выполненного lege artis (по всем правилам искусства, науки).
Например, ампутация ноги, проведение стерилизации в соответствии со ст. 37 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г., отдельных видов косметической операции, изменение пола и др.
Это обстоятельство может иметь место и при проведении такой операции, как трансплантация органов и (или) тканей донора. Последний может выразить согласие на изъятие у него в пользу реципиента того или иного парного органа и (или) ткани, например почки, костного мозга и др.
Ст. 13 закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека" от 22 декабря 1992 г. гласит: "У живого донора может быть изъят для трансплантации парный орган, часть органа или ткань, отсутствие которых не влечет за собой необратимого расстройства здоровья".
Не будет состава преступления и в случаях, когда тот или иной вред здоровью был причинен в процессе организованных спортивных состязаний или учебно-тренировочных занятий.
Согласие потерпевшего здесь юридически значимо тогда, когда правила проведения спортивных состязаний и тренировок предусматривают физическое воздействие по отношению к партнеру как разрешенный способ достижения победы и повреждение как закономерное следствие законного действия. Не признается также преступлением причинение вреда здоровью, если вред явился результатом научно-исследовательского эксперимента (обоснованный риск).
Из ст. 21 Конституции РФ вытекает, что медицинские, научные или иные опыты могут проводиться лишь с согласия участвующего в них человека. Нет противоправности и в случаях, когда вред здоровью причиняется в ситуации крайней необходимости.
Объектом данного преступления может быть только чужое здоровье. Как правило, причинение вреда собственному здоровью не наказуемо в уголовном порядке, за исключением случаев, когда законодатель считает подобного рода действия общественно опасными, а общественная опасность их определяется социально вредными мотивами действия.
Например, членовредительство с целью освобождения от военной службы ст. 339 УК РФ.
Некоторые ученые предлагают подумать о криминализации и таких видов членовредительства как, например, членовредительства в местах лишения свободы с целью добиться каких-либо льгот или досрочного освобождения, членовредительства с целью получить инвалидность и пенсионное обеспечение.¬
Важной особенностью действующего УК РФ является целенаправленный отказ законодателя от использования традиционного для отечественного уголовного законодательства термина "телесное повреждение", под которым понимались нарушения функций органов и тканей, возникших в результате действия факторов внешней среды.
Используемый в действующем УК РФ термин “вред здоровью” является более широким понятием, чем применяемое ранее понятие “телесное повреждение”, так как вред здоровью может быть нанесен и без нарушения анатомической целостности организма.
Под вредом здоровью понимают либо телесные повреждения, т.е. нарушение анатомической целостности органов и тканей или их физиологических функций, либо заболевания или патологические состояния, возникшие в результате воздействия различных факторов внешней среды: механических, физических, химических, биологических, психических.
В объективную сторону преступления входят:
1) деяние (действие или бездействие);
2) вредное последствие, о котором говорится в ч. 1 ст. 111,
3) причинная связь между деянием и наступившим вредным последствием.
Указанное преступление может быть совершено как путем действия, так и бездействия. Например, вред здоровью может быть причинен тем, что человеку не давали пищи лица, обязанные это делать.
Состав причинения тяжкого вреда здоровью материальный, так для признания его оконченным требуется установление наличия такого последствия, как тяжкий вред здоровью.
Средства причинения вреда здоровью могут быть как физические, так и психические. Душевная болезнь, например, может быть причинена и путем психического потрясения.
Для квалификации преступления как умышленного причинения тяжкого вреда здоровью требуется установление причинной связи  между действием обвиняемого и наступившим результатом в виде вреда здоровью. При этом вред, причиненный здоровью, может быть прямым результатом действия, например, если у человека отрублена нога, а может быть и производным результатом, например, паралич ноги, или если в результате ранения ногу пришлось ампутировать.
Тяжкий вред здоровью по своим объективным свойствам характеризуется по УК РФ наличием одного из рассматриваемых далее признаков.
При этом наличие хотя бы одного из перечисленных признаков является основанием для признания причиненного вреда здоровью тяжким.
При наличии нескольких признаков тяжесть вреда устанавливается по тому признаку, который соответствует большей тяжести вреда здоровью.
В уголовно-правовой литературе данные признаки иногда называют «видами тяжкого вреда здоровью», что  не совсем правильно, так как, во-первых, в “Постановление Правительства РФ от 17.08.2007 N 522 "Об утверждении правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека»  прямо говорят о «квалифицирующих признаках», а не о видах, а, во-вторых, на практике возможно одновременное наличие нескольких признаков, в том числе и подпадающих под определение тяжкий вред здоровью. В таком случае приходится утверждать, что потерпевшему причинено несколько видов тяжкого вреда
Категория: Мои статьи | Добавил: duch (17.06.2009)
Просмотров: 3653 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.7/6 |
Всего комментариев: 1
1  

Имя *:
Email *:
Код *:
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz