Публицистика в платной прессе ч2 - Мои статьи - Материалы - Персональный сайт
ФОРУМ ДУХОВНОГО ОПЫТА
Материалы
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [117]
Лекции [44]
Лекции А.Данильца
Альманах [2]
Рецензии на кино [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос
Добовлять ли ворд версии статей на сайт
Всего ответов: 515



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Приветствую Вас, Гость · RSS 09.12.2016, 02:55

Главная » Статьи » Мои статьи

Публицистика в платной прессе ч2
Сегодня, по сути, идет незримый спор между апологетами «традиционной» и «западной» журналистики.
«Защитники» второго направления, зачастую не до конца ясно представляя себе особенности и разнообразие западной печати, настаивают на безоговорочном отказе от интерпретации факта, журналистики мнений («мнение журналиста – по определению неспециалиста, дилетанта – никого не интересует»), от сложившейся системы жанров, особенно их художественно-публицистической разновидности… Они ратуют за деловой подход, прагматизм, рассматривают газету в качестве специфического товара, стопроцентно реализуемого, прибыльного – то есть как бы выступают последовательными приверженцами маркетинга и менеджмента в журналистике.
Отметим ключевое и такое нынче модное словосочетание «как бы». Оперируя лишь экономическими категориями, новые издатели нередко забывают, что концепция маркетинга в журналистике ориентирована на специфического потребителя – разноликую и такую изменчивую в информационных предпочтениях аудиторию, а товар-газета, включенная на правах важнейшего элемента в комплекс маркетинга, по-особому «потребляется» читателем (в этом процессе порой главными становятся динамические и этические факторы).
Ведь даже по мнению признанного авторитета в области маркетинга Ф. Котлера, в мире, помимо концепций совершенствования производства, совершенствования товара, все большую популярность завоевывает концепция социально-этичного маркетинга, ориентированного на установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом.
Конкретная аудитория характеризуется, прежде всего, особым менталитетом, особыми привычками, в том числе и при восприятии материалов СМИ.
Конкретный товар приобретает признаки качества, лишь реализуя свои природные функции, что под силу лишь квалифицированным специалистам, профессионалам (сегодня нередко журналистику подменяют прямой пропагандой, политическим заказом, рекламой; нарушаются основные принципы журналистики; игнорируются проверенные веками методы и приемы).
Наконец, в среде неофитов нет понимания специфики массовой коммуникации, основанной на гуманитарной, экологической, а также динамической, трудно прогнозируемой составляющей потребления информационного продукта.
Журналисты, призванные отображать объективную, а не фрагментарную картину мира, обязаны более пристально вглядываться в новое время, изучать нового человека.
Отражая и опираясь на общественное мнение, журналистика не вправе отказываться и от обязанностей по его формированию.
Такова специфика профессии – журналист имеет больше доступа к различным источникам информации, обладает мощной инфраструктурой, позволяющей оперативно и в массовом масштабе передавать информацию.
Повышается ответственность за цену слова и одновременно за уровень компетенции каждого индивидуума – ведь журналистика также и образовывает, просвещает население.
Учитывая эволюционные изменения аудитории (например, тенденцию к превалированию визуально-словесного восприятия), развивающуюся систему СМИ (в том числе и возможности революционного вида прессы – Интернет-журналистики), сама журналистика должна адекватно реагировать на них, выстраивая новую систему коммуникационной деятельности.
Ученые вводят в научный оборот новое понятие репутационного менеджмента (RM) – деятельности, объектом которой становится «репутация компании» (goodwill), «доброе имя», на практике имеющее материальное выражение (правда, на наш взгляд, идея RM ничем не отличается от идеи PR, также предполагающего постоянное адресное донесение до соответствующих целевых групп репутационно значимых черт) .

Таким образом, значение публицистики в платной прессе приобретает особенное значение.
И не последнюю роль здесь должно сыграть именно  жанрообразование, которое мы рассмотрим на примере одного из наиболее популярных в настоящее время жанров, привлекающих основное количество обращающихся к платной прессе читателей – журналистского расследования.
2.3 Журналистское расследование, как один из «базовых» публицистических жанров современной платной прессы

Проблема популярности издания во многом типологическая. Всеобщим основанием для деления периодических изданий как раз и является читатель.
Это суперпризнак  – широкое понятие, объединяющее все остальные признаки (целевое назначение, издатель, владелец, учредитель, характер информирования, тематическая структура и др.).
Читатель (или аудитория) – это не просто «почитывающие люди», а взаимодействующие с журналистикой и журналистами. Сотворчество журналистики и аудитории – важнейший фактор эффективности будущего издания.
Самоизоляция – беда монологической прессы. «Тусовочная» журналистика, когда журналисты сами пишут, сами себя читают – примета времени.
Это – самомнение, самообман, губительны для платной прессы.
 Раньше узким кругом были партийные функционеры: если их устраивала газета (то есть «партийная линия» выдерживалась), редактор считал свою миссию выполненной.
Истинное мнение читателя игнорировалось, более того – существовала обязательная подписка, искусственно поддерживавшая многотысячные тиражи.
Контакт с аудиторией – основа профессионального и коммерческого успеха.
Рейтинг издания становится коммерческим качеством, независимость позиции – коммерческим аргументом. Правда и объективность не могут быть нерентабельными, поскольку и капиталу нужны не просто СМИ, а такие СМИ, которые пользуются доверием у народных масс.
Журналистские расследования отражают современную действительность на срезе острейших политических, экономических и нравственных потрясений, обусловленных интенсивным становлением рыночных отношений, радикальной демократизацией всех сторон нашей жизни.
Как правило, все они посвящены поискам решения актуальных проблем: преступность, коррупция, наркомания, экология и др.
При всем разнообразии тематики их объединяет наличие "кричащих" фактов, аналитический взгляд на происходящее, открытость авторской позиции.
По мере развития цивилизованных форм демократии, улучшения экономического и нравственного состояния общества, стабилизации мирной жизни россиян проблематика журналистских расследований должна войти в иное русло, исчезнут с авансцены политическое киллерство и "грязные технологии" пиара.
Вместе с тем нынешнее состояние жанра позволяет выявить некоторые позитивные тенденции его дальнейшего существования.
Разработка темы и литературная отделка журналистского расследования предполагают учет, по меньшей мере, двух существенных моментов.
Во-первых, публицист показывает весь путь и механизм проведенного им расследования, а не только результаты, тем самым вовлекая читателя в исследовательский процесс, добиваясь его заинтересованного соучастия. Репортер выражает свое отношение к конфликту с помощью изобразительно-выразительных средств и литературных приемов, эмоционально воздействует на читателя, слушателя, зрителя.
Читатель должен увидеть весь объем проделанной журналистом работы, оценить полноту и достоверность собранного им фактического материала, весомость аргументации, справедливость заключений и на этой основе выработать собственную позицию, которая, если репортер успешно решил поставленные задачи, совпадает с выводами автора. Благодаря наглядности проведенного журналистом расследования, прозрачности механизма деятельности автора, очевидными становятся как сильные, так и слабые стороны публикации, выявляется ее эффективность.
Во-вторых, продумывая композицию журналистского расследования, автор стремится к нарастанию напряженности действия. Описывая и группируя факты, он последовательно раскрывает новые аспекты темы и связывает их в единый сюжетный узел, максимально заинтересовывая читателя в его развязке.
Таким образом, журналистское расследование обретает некоторые сюжетные особенности детективного жанра.
Однако если в детективе центральной фигурой является личность следователя, его привычки, манера поведения (например, Мегре, Коломбо, Фандорин), то в данном случае автор сосредотачивает внимание на полноте и достоверности расследования негативного явления, чтобы привлечь к нему общественное внимание и добиться объективной правовой оценки.
Традиция в подаче журналистских расследований преследует определенную цель: подчеркнуть сенсационный характер публикации.
Такого рода "гвоздевой" материал часто начинается на первой полосе и продолжается внутри номера. Коллаж является его визитной карточкой. Такое оформление материала привлекает внимание читателя, порождает вопросы, ответы на которые он ищет в тексте.
Таким образом, в развитии жанра журналистского расследования, как показывает анализ текстов, прослеживаются несколько тенденций: тяготение к художественной публицистике и активному использованию автором детективных признаков жанра при расследовании "кричащих" фактов; новаторская постановка и тщательное исследование острой социальной проблемы с ориентацией репортера на анализ системы фактов, добытых с помощью комплексного использования различных методов, в том числе компьютерных технологий; реферативный обзор информационных источников по типу дайджеста, с авторским комментированием почерпнутых фактов при изложении своей версии чрезвычайного события или явления.
Современным журналистским расследованиям свойственны разнообразие и контрастность авторских методов и стилей. Освоение творческого потенциала жанра продолжается.

Заключение

Итак, мы выяснили, что публицистика  — та область журналистики, которая занимается политическими, общественными вопросами с целью проводить определенные взгляды в широких кругах читателей, создавать, формировать общественное мнение, возбуждать определенные политические кампании.
Публицист работает не для обучения, а для поучения, не для сообщения знаний, а для воздействия на ту политическую силу, которая называется общественным мнением. Поэтому в область публицистики входят только насущные вопросы, имеющие решающее значение в направлении текущей жизни; таким может явиться в данный момент и чисто теоретический вопрос, имеющий, при другой комбинации обстоятельств, исключительно научное значение.
Публицистика в современной её форме есть создание новой истории, всё течение которой — начиная с предвестников реформации — ознаменовано мощным развитием публицистики, которой принадлежало видное участие в возбуждении и организации самых важных общественных движений.
В журналистской публицистике выделяют: информационную публицистику, аналитическую публицистику, художественную публицистику.
Произведения каждого вида можно встретить в любом из родов журналистики.
Информация, фиксируя, – констатирует, аналитическая публицистика – осмысливает и обобщает, художественное творчество – типизирует.
Не будучи способными конкурировать с радио и телевидением в оперативности передачи информации и эмоциональности представления сюжетов, газеты сделали основную ставку на комментарии, подробный анализ событий, а также на развитие таких приложений, как освещение местных новостей и всевозможные мелкие объявления.
Современные тенденции развития прессы выдвигают на первый план бесплатную прессу. При этом сегмент платной прессы, хоть и растет, но явно уступает свои позиции. Для обеспечения стабильного положения и роста сегмента платной прессы необходимы определенные шаги связанные с изменением форм и жанров подачи материалов, особенно публицистических.
Усилия теоретиков и практиков должны быть нацелены на создание специфической концепции прессы, учитывающей как мировой опыт и международные тенденции в функционировании СМИ, так и ментальность российской нации, современное общественно-политическое состояние и перспективы развития государства, традиции отечественной журналистики.
В современной платной прессе в качестве одного из базовых публицистических жанров, привлекающих к ней новых читателей, должно использоваться журналистское расследовании.
Проблема популярности издания во многом типологическая. Всеобщим основанием для деления периодических изданий как раз и является читатель.
Журналистские расследования отражают современную действительность на срезе острейших политических, экономических и нравственных потрясений, обусловленных интенсивным становлением рыночных отношений, радикальной демократизацией всех сторон нашей жизни.
Как правило, все они посвящены поискам решения актуальных проблем: преступность, коррупция, наркомания, экология и др.

Литература
1.    Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М. 2008 – 340 с..
2. Блажнов Е.А. Паблик рилеишнз. Приглашение в мир цивилизованных и рыночных общественных отношений: Учеб. пособ. — М., 1994.
3. Бухарцев Р.Г. Творческий потенциал журналиста. М.: ЭСКМО, 2005 – 340 с.;
4. Ворошилов В. В. Журналистика и бизнес: реклама и «паблик рилейшнз» в структуре массовой информации: Учеб. пособ. — СПб., 1993.- 280 с.
5. Ворошилов В. В. Журналистика и рынок: проблемы маркетинга и менеджмента средств массовой информации. — СПб., 1997.- 340 с.
6. Георгиев Д.К. Режиссура газеты. М., 2007 – 280 с..
7. Гуревич С.М. Номер газеты. М., 2002.- 180 с.
8. Горохов В.М Основы журналистского мастерства. М., 2008 – 340 с.;
    9. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации / Ред. -сост. А.Г. Рихтер. М.: Право 2008 – 420 с.
10.Лазутина Г.В. Технология и методика организации журналистской работы. М., 2008. 286 с.
11. Магай И.П. Методологические проблемы журналистского мастерства: Функции прессы и социальная роль журналиста. М., 2006 – 220 с.;
12. Мельник Г.С., Почкай Е.П. Методы научного анализа журналистского творчества. СПб,. 2004 – 240 с.;
13. Методы работы редакции / В.М. Горохов, Е.П. Прохоров, И.М. Дзялошинский и др. М., 2007 = 380 с.;
14. Прилюк Д.М. Теория и практика журналистского творчества. Киев, 2003 – 340 с.;



Категория: Мои статьи | Добавил: duch (03.07.2009)
Просмотров: 904 | Рейтинг: 4.7/3 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz