Миротворческая деятельность ООН - Мои статьи - Материалы - Персональный сайт
ФОРУМ ДУХОВНОГО ОПЫТА
Материалы
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [117]
Лекции [44]
Лекции А.Данильца
Альманах [2]
Рецензии на кино [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос
Добовлять ли ворд версии статей на сайт
Всего ответов: 515



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Приветствую Вас, Гость · RSS 09.12.2016, 02:58

Главная » Статьи » Мои статьи

Миротворческая деятельность ООН
Независимые  эксперты отмечают, что в этом нет ничего необычного - Запад, исповедующий прагматические ценности, всегда стремился создать такой мировой порядок, который в максимальной степени отвечал бы его интересам, и, прежде всего, собственной безопасности. Иначе говоря, ему свойственно не подстраиваться под существующие нормы, а использовать их для реализации собственной политики - отсюда практика так называемого «двойного стандарта».
Таким образом, контингенты вооруженных сил и других структур могут привлекаться для решения задач поддержания и восстановления порядка и стабильности в государстве (регионе), гражданские власти которого прекратили свою деятельность, или в районах, где возникла угроза распада государственности и где нарушение порядка и стабильности создает угрозу международной безопасности или правам человека.
В большинстве случаев поддержание и восстановление порядка и стабильности осуществляется одновременно с доставкой и обеспечением охраны гуманитарной помощи. Подобные задачи также могут быть поставлены вследствие боевых действий между отдельными государствами в регионе или на территории конкретного государства, а также в случае гражданской войны между оппозиционными силами одного государства,
Совершенно очевидно, что организация решения этих задач не может являться прерогативой только того или иного министерства и ведомства. Здесь они могут лишь выступать на исполнительском уровне.
В целом, механизм реализации задач, стоящих перед военными контингентами, полицейскими силами и гражданским персоналом, участвующими в миротворческих операциях, требует дальнейшего совершенствования и усиления правовой базы использования вооруженных сил не только в плане мер воздействия по отношению к противоборствующим сторонам, но и ответственности за существующие нарушения со стороны воинских подразделений, привлекаемых для осуществления миротворческих миссий.
Вне зависимости от того, кто санкционировал проведение миротворческих операций, ее участники обязаны в полном объеме соблюдать положения международного права. В традиционной миротворческой операции статус войск в стране пребывания определяется соответствующим соглашением.
Если операция проводится под эгидой ООН, то страны, участвующие в операции, договариваются с ООН и принимающей страной относительно масштабов их участия (содействия) в операции. Они также могут выработать меморандум о взаимопонимании с принимающей страной, в котором оговариваются те формы обслуживания и обеспечения, которые не предусматриваются со стороны ООН.
Организация Объединенных Наций должна окончательно согласовать договор о размещении сил ООН с принимающей страной до начала развертывания войск. До тех пор, пока такой договор не будет окончательно согласован, безопасность военнослужащих не гарантируется местными законами или дипломатическим статусом.
В тех случаях, когда миротворческие усилия предпринимаются региональными организациями или отдельными государствами самостоятельно, государства, участвующие в проведении миротворческих операций, сами договариваются со страной пребывания относительно статуса своих войск. И  МИД здесь очевидно будет выступать на исполнительском уровне. Возможным направлением в изменении принципов формирования миротворческих контингентов может стать воплощение идеи создания "резервных сил" ООН,
В целом реализация этой концепции, нацелена на то, чтобы путем уменьшения времени на подготовку сил ООН к развертыванию и процедурные вопросы снизить возможность осложнения конфликтной ситуации в период между принятием решения и реальным развертыванием миротворческих сил.
Система "резервных сил", как предусматривает концепция ООН, будет основана на соглашениях с государствами - членами ООН, которые предоставляют войска, ресурсы и технические средства в согласованные сроки реагирования (в идеальном варианте в пределах от 7 до 11 дней).
Государства, которые не в состоянии выделить военные контингенты, могут предоставить финансовые ресурсы, технические средства, вспомогательный персонал или услуги. Данная концепция предусматривает, что в период нахождения "резервных сил" на территории своих стран ответственность за них продолжают нести соответствующие правительства. Их подготовка осуществляется за счет национальных средств. Организация Объединенных Наций при этом ограничивается лишь выдачей инструкций в отношении их подготовки с целью обеспечения единообразия подготовки к выполнению оперативных функций и задач материально-технического снабжения.
Когда складывается ситуация, при которой велика вероятность принятия Советом Безопасности резолюции о направлении миротворческого контингента сил ООН в кризисный район, Секретариат ООН повторно запрашивает согласие правительств государств на выделение сил в соответствии с ранее заключенными соглашениями.
Таким образом, современный этап развития в международной миротворческой деятельности тесно связан с трансформацией всей системы международных отношений в эпоху после "холодной войны". Этот процесс сопровождается пересмотром как практики задействования вооруженных сил в миротворческих операциях, так и изменением подходов в трактовке основных нормативно-правовых актов, регламентирующих эту деятельность. Правовая законность миротворческой деятельности ООН, региональных организаций и отдельных государств базируется на положениях Устава ООН о коллективной безопасности, правах и обязанностях государств-членов Организации Объединенных Наций.
Вместе с тем, Устав ООН не содержит в своем тексте положений, напрямую касающихся миротворческой деятельности, он определяет лишь основные "правила игры". Эти правила, призванные упорядочить межгосударственные отношения в сфере безопасности, задают самые общие границы деятельности государств и их взаимодействия в отношении организации миротворческих операций, задействования в них вооруженных сил. Механизм же принятия решений и организация миротворческой деятельности пока не имеют достаточной нормативно правовой базы и во многом строятся на накопленном опыте и существующих прецедентах.
Привлечение воинских контингентов стран к миротворческим операциям ООН и региональных соглашений в соответствии с Уставом ООН и принятой практикой строится на договорных отношениях. Договорные обязательства, по всей видимости, останутся основой выделения войск для миротворческих акций и в случае принятия новых концепций использования войск, нацеленных на упрощение процедуры выделения воинских контингентов и уменьшения сроков их развертывания (например, в соответствии с концепцией "резервных сил").
2.3 Стратегия России по участию в миротворческой деятельности ООН

Рассматривая принудительные операции в соответствии с главой VII Устава ООН, необходимо руководствоваться следующим. Стоит ли использовать военную силу и когда это целесообразно делать, должно определяться прежде всего национальными интересами РФ.
Военное вмешательство России должно носить выборочный характер и осу¬ществляться только там, где могут серьезно пострадать наши нацио¬нальные интересы, например, в регионах, экономически важных для РФ, в районах, где у нас имеются союзнические обязательства.
Во всех случаях цена и риск при привлечении войск, сил и средств, должны быть тщательно проанализированы и приведены в соответствие с важностью поставленных целей. Наряду с активными действиями по дипломатической линии, перед тем, как использо¬вать военную силу, необходимо будет ответить на несколько важнейших воп¬росов:
1. исчерпаны ли невоенные средства, которые бы дали приемлемый шанс на успех?;
2. поставлены ли ясные и достижимые цели?;
3. какова степень риска?;
4. что необходимо для достижения поставленных целей?;
5. каковы могут быть в таком случае потери личного состава и финансовые расходы?
6. есть ли у нас достаточная уверенность в том, что наши дейс¬твия получат одобрение россиян?;
7. определены ли временные рамки или этапы операций, которые дадут возможность оценить степень ее успеха или неудачи, и разрабо¬тан ли в обязательном порядке план прекращения  военного участия России в конфликте?
8. насколько возможно использо¬вать помощь наших союзников или действовать в рамках соответствую¬щих международных организаций?
Для того чтобы в полной мере использовать преимущества мирот-ворческих операций ООН, РФ должна делать глубокий анализ того, когда и при каких обстоятельствах оказывать им поддержку или при¬нять в них участие.
Тщательная оценка всех факторов должна  лежать в основе политики президента России в области миротворчества.
Эта полити¬ка, включающая самое серьезное изучение всех миротворческих операций, предполагает, что до принятия решения о участии в каких-либо из них будет проводиться тщательное изучение всех потребнос¬тей и возможностей РФ.
Более того, при необходимости должно использоваться свое положение постоянного члена Совета Безопасности ООН, чтобы эти соображения учитывались при принятии ООН решений о проведении тех или иных миротворческих акций.
Президент должен твердо добиваться от Парламента получения активной поддержки участия РФ в миротворческих операциях. В этих целях адми¬нистрация может разрабатывать детальный план проведения консультаций с Парламентом по этой проблеме. Что касается конкретных операций, то администрация может  консультироваться с Парламентом по вопросам ха¬рактера предполагаемого военного участия в них России и поставленных задач, возможной продолжительности и бюджетных расходов. В допол¬нение к подобным консультациям по конкретным операциям администра¬ция также регулярно может проводить ежемесячные брифинги для сотрудников аппарата Парламента и должна подготовить всеобъемлющий доклад Парламенту о миротворческих операциях за год. Парламенту принадлежит ре¬шающая роль в создании правовой базы, необходимой для выработки эффективной политики РФ в области миротворчества, включая решение проблем финансирования, имеющих отношение к боеготовности вооруженных сил. Таким образом, в современных условиях политическая це¬лесообразность продолжения участия России в операциях с при¬менением вооруженных сил за пределами национальных границ нуждается в серьезной переоценке и переосмыслении.
Заключение

Итак, механизм миротворческих операций ООН в 80-90-х гг. претерпел существенную эволюцию. Основные тенденции эво¬люции миротворческих операций, осуществляемых от имени мирового сообщества в последние десятилетия, следующие:
• Переход от вмешательства преимущественно в межгосу¬дарственные конфликты (характерного для 40-70-х годов) к более широкому и частому вмешательству в немеждународ¬ные, внутренние конфликты.
• Увеличение масштабов вмешательства, количества па¬раллельно идущих операций и представленных в операциях стран, размеров вовлеченных контингентов.
• Рост числа операций, осуществленных региональными организациями, как самостоятельно, так и в сотрудничестве или по просьбе ООН. Более частый переход инициативы и ответ¬ственности не только за военную стадию операций, но и за политическое урегулирование от ООН к другим организациям и ко¬алициям.
• Расширение практики передачи военного планирования и командования операциями и их стадиями профессиональным военным «машинам» отдельных держав и групп государств.
• Размывание четкой грани между операциями по поддер¬жанию и операциями по установлению мира (принуждению к миру). Нарастание количества элементов принудительных дей¬ствий в структуре операций, использование тяжелых вооруже¬ний и военной техники, авиации, военно-морских сил, средств разведки, электронного слежения; использование силовых средств миротворческими контингентами не только для самообороны, но и для более частой демонстрации силы, предупредительного раз¬вертывания. силового разъединения сторон, разоружения неза¬конных вооруженных формирований и пр.
• Нередкий разрыв между военной и политической сторо¬ной операций, делегирование военным политико-дипломатичес¬ких функций. Задачи военной стадии операций обычно выпол¬няются быстрее и успешнее, чем задачи политического примире¬ния и постконфликтного восстановления мира, однако пребыва¬ние вооруженных миротворческих сил в зоне конфликта затя¬гивается для обеспечения стабилизации обстановки.
• Эрозия критериев «непредвзятости» и «равноудаленности» миротворцев от сторон конфликта, признание допустимос¬ти привлечения к операциям стран, имеющих собственные инте¬ресы в регионе конфликта. Отказ от практики 60-80-х гг. по исключению военных контингентов стран-постоянных членов СБ ООН из состава участников операций, переход к активному уча¬стию «великих держав» в миротворческих операциях.
• Усложнение (и более частая ревизия) мандатов опера¬ций. Более раннее (предупредительное) вмешательство в назре¬вающие конфликты. Переход от преобладания «классических» наблюдательных операций к все более решительному силово¬му «разниманию» сторон. Признание новыми типовыми «сило¬выми» задачами миротворческих операций разоружения неза¬конных вооруженных формирований и изъятия находящегося на руках у населения оружия.
• «Вертикальная» агрегация операций: от предупредитель¬ных мер и санкций, через этап прекращения вооруженного наси¬лия (если превентивные меры не сработали) до постконфликт¬ного восстановления разрушенных политических и экономичес¬ких институтов или проведения выборов под международным наблюдением.
Таким образом, современное миротворчество требует большой теоретической и практической работы с привлечением различных государственных структур, что, в свою очередь, требует создания координирующего и курирующего органа в администрации Президента РФ.
В заключении следует отметить, что несмотря на реформы перед операциями ООН по поддержанию мира встают новые трудные задачи.
По-прежнему трудно быстро мобилизовать достаточные финансовые средства для обеспечения выполнения некоторых стержневых функций миротворцев, таких, как разоружение, демобилизация и реинтеграция бывших комбатантов в обществе. Сохраняются проблемы, связанные с необходимостью своевременного выделения государствами – членами хорошо обученных и оснащенных воинских и полицейских контингентов, личный состав которых располагал бы надлежащей технической и языковой подготовкой. ДОПМ все еще не хватает крайне необходимых сил и средств в таких областях, как аппаратура связи, морские операции, авиация и силы специального назначения для принятия мер в чрезвычайных ситуациях. В нынешнем году одним из приоритетных направлений деятельности является подбор квалифицированных кандидатов, располагающих надлежащей подготовкой для выполнения трудных заданий в условиях повышенной опасности и при отсутствии адекватной инфрастуктуры.
ООН также столкнулась с обвинениями в сексуальных злоупотреблениях и сексуальной эксплуатации местного населения принимающих миссии стран, выдвинутыми против миротворцев ООН – как военных, так и гражданских. ООН приступила к активному расследованию этих утверждений и укрепляет существующие процедуры борьбы с этой проблемой за счет внутренних ресурсов, одновременно работая с государствами, предоставляющими войска, в целях решения проблемы на системной основе.
Нынешняя пиковая нагрузка, связанная с ведением миротворческих операций, вынудила Секретариат разрабатывать новые и новаторские стратегии.
Для того чтобы Организация Объединенных Наций успешно решала эти беспрецедентные задачи и справилась с этой новой вспышкой миротворческой активности, государства – члены должны предоставить ей дополнительную политическую и финансовую поддержку.
Литература
    
1. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июля 1945 года // Международное право в документах. М.,1982.
2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года // Международное право в документах. М.,1982.
3. Конвенция о защите прав культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 года // Международное право в документах. М., 1982.
4. Международный пакт о экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года // Права человека. Сборник нормативных документов. М.,1990.
5. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 7 марта 1966 года // Международное право в документах. М.,1982.
6. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами от 24 октября 1970 года // Международное право в документах. М., 1982.
7. Организация Объединенных Наций. Сборник документов. М., 2008 – 420 с..
8. Белан С.Р. Черты глобального мира. Миротворческая деятельность ООН // Экология и жизнь. – 2001. –№ 5. – С. 8–18.  
9. Гельвановский М.И, Рожков К.Л, Скрябина Н.И. Сценарии и стратегии России в глобальной миротворческом процессе.  \\«Вестник РГНФ» №1 2007 С.25-43
10. Гельвановский М.И. ООН: концептуальная конкурентоспособность России как основной инструмент решения стратегических задач. \\ «Вопросы экономики переходного периода» 2008, №1 С.12-46



Категория: Мои статьи | Добавил: duch (18.07.2009)
Просмотров: 3226 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz