Проблема изучения роли женщины в культуре 20 – 21 вв. на уроках мировой художественной культуры. - Мои статьи - Материалы - Персональный сайт
ФОРУМ ДУХОВНОГО ОПЫТА
Материалы
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [117]
Лекции [44]
Лекции А.Данильца
Альманах [2]
Рецензии на кино [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос
Добовлять ли ворд версии статей на сайт
Всего ответов: 515



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Приветствую Вас, Гость · RSS 09.12.2016, 02:58

Главная » Статьи » Мои статьи

Проблема изучения роли женщины в культуре 20 – 21 вв. на уроках мировой художественной культуры.
Введение

Действительно, что может быть проще: люди делятся на мужчин и женщин. Что тут нового и необыкновенного? Что тут можно изучать? Что нового можно узнать? Какую пользу могут принести эти знания? Почему мужчины и женщины по-разному воспринимают мир, в котором живут? Почему существуют столь несхожие мужские и женские ценности?
Да, женская сфера культуры традиционных сообществ была закрыта для мужичин, а мужская - для женщин. Но существовали технологии, которые помогали женщинами проникать в мужские сферы.
Сегодня в России происходит формирование субкультурных сообществ.
Этот процесс является предметом исследования не только социальной и культурной антропологии, но и культурологов, педагогов, историков. Проблема изучения «женских историй», анализ биографий открывает перспективы сделать «невидимую женщину» актором исторического процесса. Возникает проблема субкультур женщины - профессионала, женщины - исследовательницы, женщины - творца, женщины - изобретателя, деловой женщины.
 Современная система школьного образования является андроцентристской. Об этом было уже достаточно написано в феминистской литературе.
Негативными чертами такой системы является то, что конструирование субъектов в рамках системы образования жёстко детерминировано стереотипными представлениями о «естественном» назначении мужчин и женщин и вписывание их в традиционную патриархатную модель господства-подчинения.
Таким образом, через значение и актуальность гендерной проблемы в образовании мы можем определить как теоретическую, так и практическую актуальность данной работы
Понимание сложности стоящих проблем в поликультурном мире таких, как ксенофобия, расизм, национализм, сексизм, гомофобия, религиозный фундаментализм и иных проявлений интолерантности, вынуждает современных педагогов искать новые пути для решения этих проблем.
Одним из таких путей является культурологическое образование школьников, под которым понимается воспитание у учащихся ценностного отношения к миру культуры, понимание себя субъектами культуры (т.е. осознание того, что они сами в равной степени являются творением и творцами культуры).
Некоторые из возможных методологических подходов к реализации этой стратегии в рамках курса мировой художественной культуры и будут изложены в данной работе.
Целью данной работы  является исследование проблем и особенностей изучения роли женщины в культуре ХХ – ХХ1 вв. на уроках Мировой художественной культуры.
В связи с этой целью нам предстоит решить ряд последовательных задач:
- определить цели, задачи и методические особенности изучения роли женщины в культуре ХХ – ХХ1 вв.
- исследовать особенности изучения роли женщины в культуре ХХ – ХХ1 вв.
- рассмотреть особенности организации уроков МХК по изучению роли женщины в культуре ХХ – ХХ1 вв.
Объектом исследования  мы можем считать – роль женщины в культуре ХХ – ХХ1 вв. и ее отражение и изучение на уроках МХК.
Предметом исследования – становится – организация изучения роли женщины в культуре ХХ – ХХ1 вв. на уроках МХК.
Хотелось бы сразу оговориться, что речь пойдет именно об отдельных аспектах, которые могут быть внедрены, вместе или по отдельности, на различных этапах изучения курса МХК, либо составить материал возможной отдельной темы в рамках предмета, интегративный характер которого вполне допускает такую мозаичность.
На основе таких методологий возможна разработка спецкурса «Гендерные стереотипы в мировой художественной культуре».
В любом случае, польза гендерного подхода, в микро- или макропроекциях, представляется несомненной.
 1. Особенности изучения роли женщины в мировой художественной культуре ХХ – ХХ1 века
1.1 Особенности гендерной педагогики
Гендерное просвещение — необходимый инструмент для достижения следующих целей:
- построение демократического общества на принципах приоритетности прав личности (демократия должна «осознавать и чувствовать» особенности пола);
- поддержание истинной национальной безопасности государства: страна не может позволить себе роскошь продолжать игнорировать или недоиспользовать потенциал любого пола, в частности, женщин во всех сферах жизни в России;
- усиление конкурентной способности страны на международном уровне;
- поддержание престижа власти, которая выполняет взятые на себя как международные обязательства, так и внутренние (подписанные международные документы и выпущенные постановления Правительства и указы Президента об улучшении статуса женщин в стране).
Без гендерного просвещения немыслимо осознанное строительство ни подлинной представительной демократии, ни функционирование демократического правового государства, учитывающего интересы всех граждан — и женщин и мужчин.
Объективно оно способно принести большую пользу для страны: для политиков и управленцев — обеспечение решений обширной информационной базой (принимающие решения учитывают значительные социальные и экономические факторы, которые в противном случае могут быть упущены); обеспечение социально достаточного и справедливого характера реализуемым программам, что позволит избежать отчуждение бюрократических структур от гражданского общества, способствуя созданию социальной стабильности в государстве.
Очевидна польза гендерного просвещения и для профильного образования:
- оно вооружает знаниями и способствует глубокому пониманию социального и экономического содержания интересов различных социальных групп, включая, прежде всего, женское население как крупную социально-половую общность;
- расширяет базовые знания и навыки;
- помогает конструктивно отстаивать и продвигать общественные интересы, в частности, гендерные интересы женщин как особенно дискриминируемой группы.
Очевидна также польза гендерного просвещения и для аналитиков-исследователей:
- оно способствует глубокому анализу исследований, пониманию социального и экономического содержания интересов различных групп российского населения; позволяет вскрыть согласованность этих интересов во взаимодействии с политическими курсами, программами и мерами;
- создает возможность комплексного представления возможных сценариев развития и прогнозов-рекомендаций.
1.2 Особенности гендерного образования в культурологии

Культурологическое образование школьников - относительно новое направление в педагогической мысли.
Основными истоками идеи культурологического образования школьников являются культурно-историческая теория Л.С. Выготского, концепция «Школы Диалога культур» Библера, идеи гуманистической и критической педагогики.
Воспитание понимания целостности современного мира и происходящих в нём трансформаций, не возможности выживания человечества в глобальном пространстве без взаимного толерантного отношения к разным культурам, акцент на поликультурности, диалогичности, критичности мышления - вот основные концепты целостного культурологического образования школьников.
Реализация данного проекта не возможна без внесения в учебные стандарты, планы, программы соответствующих изменений, в т.ч. и обязательного включение в него гендерного знания, т.е. воспитания у учащихся понимания социокультурной обусловленности половых/гендерных различий.
Однако изменить образовательные стандарты - не достаточно, необходимо деконструировать ту основополагающую систему господства-подчинения на которой строится вся майнстрим - школьная педагогика.
Для этого необходима интеграция идей гендерной педагогики, в частности изучения фигур «великих» и «не великих» женщин, а также привнесения женского опыта в образовательный процесс, использование того опыты, который накопила феминистская педагогика как в сфере теории, так и практики.
Предлагаемы нами ниже курс относится к программе изучения Мировой художественной культуры, в рамках базового обучения.
1.3 Особенности базовых, профильных и элективных программ обучения для преподавания роли женщин в культуре ХХ – ХХ1 вв.

Для того, чтобы определить для себя базу проведения наших уроков МХК нам следует рассмотреть особенности базовых, профильных и элективных программ.
Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения.
Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).
Профильные общеобразовательные предметы - предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения.
Например, физика, химия, биология - профильные предметы в естественно-научном профиле; литература, русский и иностранные языки - в гуманитарном профиле; история, право, экономика и др. - в социально-экономическом профиле и т.д.
Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.
Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Достижение выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам единого государственного экзамена.
Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут "поддерживать" изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне.
Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится.
При этом примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20.
Предлагаемая нами система не ограничивает общеобразовательное учреждение в организации того или иного профиля обучения (или нескольких профилей одновременно), а школьника в выборе различных наборов базовых общеобразовательных, профильных предметов и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.
Следует отметить, что возможно такое построение образовательного процесса, когда комбинации общеобразовательных и профильных предметов дадут самые различные формы профилизации для общеобразовательного учреждения, для отдельных классов, для групп учащихся.
Во многих случаях это потребует реализации нетрадиционных форм обучения, создания новых моделей общего образования. К таким формам мы можем отнести изучение роли женщины в культуре ХХ – ХХ1 вв. на уроках МХК.
1.3 Особенности проведения занятии по изучения роли женщины в культуре ХХ – ХХ1  вв. на уроках МХК

На мой взгляд, сейчас необходимо преподавание курса «Основы культурологии» для учащихся 10-11 классов, а так же ещё и курса «Введение в культурологию» для учащихся 9 х классов, в которых следовало бы применять изложенные мною выше принципы.
При этом  программы обучения должны содержать значительный теоретический компонент по гендерной теории.
Например во время изучения Раздела «История культурологических учений» учащимся нужно предлагать ознакомится не только с общепризнанными авторитетами в данной области, но и поразмышлять на тему того, почему среди учёных практически до середины ХХ века преобладали мужчины.
Артикулируется вопрос о составление «канона великих учёных» и рассказывается о женщинах философах, антропологах, культурологах.
При рассмотрении вопроса культурогенеза освещаются не только наиболее распространённые концепции, но уделяется внимание и альтернативным феминистским концепциям становления Культуры.
В сфере практической деятельности учащихся,  должно уделяться большое значение личному опыту учащихся, анализируя который они могут прийти к удивительным открытиям в сфере гендерных отношений и конструирования собственной идентичности.
Например, при изучении основополагающих понятий гендерной теории для лучшего их усвоения за теоретическим уроком следует практическое занятие в форме тренинга, где учащиеся самостоятельно работают над осознанием собственных гендерных стереотипов/установок, а также работают в малых группах для понимания роли общества в формировании гендерных представлений личности.
Написание эссе на традиционную для гендерных курсов тему «Представьте, что следующим утром вы проснулись человек противоположного пола» и гендерно-культурологических анализов на тему «Анализ гендерных стереотипов/установок в произведении художественной культуры» так же помогают учащимся осознать социокультурную обусловленность половых/гендерных различий.
Важным принципом феминистской педагогики является вербализация ауторефлексии. Этому аспекту также уделяется значительное место в разработанных мною курсах культурологии для школьников.
Реализуется это не только на тренинговых уроках, но и на семинарских занятиях. Занятия/задания по просмотру определённых фильмов, и последующее обсуждение увиденного (обсуждение как на уроке, так и в форме эссе) так же носит основной целью обращение к личному опыту учащихся.
К сожалению далеко не всегда задумки педагога реализуются в полном соответствии с тем, как он задумал.
Так можно  столкнуться со следующими проблемами: учащиеся воспринимали патриархатные гендерные установки, как положительные и радовались когда обнаруживали, что они сами соответствуют традиционным гендерным стереотипам фемининности/маскулинности и вписываются, таким образом, в традиционную модель господства-подчинения.
В этой ситуации приходится проводить дополнительные уроки как теоретические, так и практические, разъясняя всё негативное влияние сексизма.
Иногда информация о феминистских корнях гендерной теории может вызывать отторжение у мальчиков.
В данном случае приходится посвящать дополнительной время разъяснению о сущности многообразии феминизма, а также указывать на те положительные явления, которые были достигнуты благодаря деятельности феминисток.
Другой проблемой, возникающей, при преподавании гендерноориентированного курса культурологии, могут быть изначально осознаваемы или не осознаваемые патриархатные установки мальчиков касающиеся гендерных отношений, гендерной идентичности.
Наибольшее сопротивление в данном случае вызывает тезис о том, что каждый человек в структуре своей личности содержит как фемининные так и маскулинные качества.
Молодые люди, воспитанные с установкой «мальчики не плачут», крайне критично воспринимают информацию о том, что для мужчины выражение своих эмоций не является зазорным.
Не менее критично они воспринимают попытки деконструкции традиционной модели господства-подчинения. Оно и понятно: отказываться от власти (пусть в основном пока потенциальной) не хочется, даже при условии того, что наличие этой «власти» является губительным для самих её носителей.
Работа учителя в данной ситуации в основном направлена на мягкую коррекцию данных установок, через обращение к личному негативному опыту молодых людей.
Как правило, это делается либо на уроках-тренингах, либо в форме задания написать эссе на соответствующую тему.
Как показывает анализ работ, которые пишутся учащимися, а также межличностное общение с ними, применение данной модели интеграции гендерного компонента в культурологическое образование школьников является успешным.
Происходит реальная деконструкция патриархатных гендерных установок у основной части учащихся как девушек так и юношей и смена их на эгалитарную модель.
Краткие выводы к 1 – ой главе

Итак, без гендерного просвещения немыслимо сейчас ни строительство подлинной представительной демократии, ни функционирование демократического правового государства, учитывающего интересы всех граждан — и женщин и мужчин. Объективно оно способно принести большую пользу для страны.
При этом основные концепты целостного культурологического образования школьников состоят в воспитании понимания целостности современного мира и происходящих в нём трансформаций.
Реализация данного проекта не возможна без внесения в учебные стандарты, планы, программы соответствующих изменений, в т.ч. и обязательного включение в него гендерного знания, т.е. воспитания у учащихся понимания социокультурной обусловленности половых/гендерных различий.
Во многих случаях это потребует реализации нетрадиционных форм обучения, создания новых моделей общего образования. К таким формам мы можем отнести изучение роли женщины в культуре ХХ – ХХ1 вв. на уроках МХК.
На мой взгляд, сейчас необходимо преподавание курса «Основы культурологии» для учащихся 10-11 классов, а так же ещё и курса «Введение в культурологию» для учащихся 9 х классов, в которых следовало бы применять изложенные мною выше принципы гендерной теории и гендерной педагогики.
При этом  программы обучения должны содержать значительный теоретический компонент по гендерной теории.
2. Элективный курс по изучению роли женщины в культуре ХХ – ХХ1 вв.

Основываясь на изложенном нами выше анализе и руководствуясь полученными выводами я предлагаю несколько разработок тем учебных занятий для элективного курса «Роль женщин в культуре ХХ – ХХ1 вв.».
Данная учебная программа продолжительностью 1 года (10 учебных занятии) предназначена для разъяснения и ученикам школы и закрепления устойчивых знании в области знании об особенностях и месте женщин в Мировой художественной культуре).
Российское общество демонстрирует движение в области развития демократии и установления в практике жизни гендерного равноправия. Женщины занимают все более заметное место в жизни нашего общества в целом и в области художественной культуры в частности. Они не только участвуют в формировании вкуса соотечественников, но и выходят на мировой уровень.
Разработанный курс является первой ступенью, позволяющей получить необходимые теоретические знания для понимания этого процесса и придания ему в дальнейшем естественного развивающегося характера.
Помимо этого обучение по курсе вооружает специфическими знаниями в области мировой художественной культуры.
Задача курса – подготовка учеников способных правильно осознавать и оценивать роль и значение женщины в современном мире в целом и художественной культуре в частности. Способных и в практической жизни находить пути для проведения в жизнь принципов гендерного равноправия.
В основе курса лежит комплексный метод обучения в рамках предмета Мировая художественная культура, основанный на интеграции таких наук, как культурология, история искусств психология, педагогика. Апробацию   метода можно провести в любой из средних школ Санкт-Петербурга.
Состав курса:
- Особенности положения женщины в мировой культуре; концепции и их критика
- Андроцентрическая и феминисткая культурологические концепции
- Женская литература
- Женщина в культуре повседневности: массовые коммуникации и реклама
- Женщина-профессионал в искусстве
В результате прохождения курса слушатель должен научиться пониманию:
- роли и значения места женщины в современном мире, через понимание и место женщины в мировой художественной культуре
- концепциям культурологии андроцентрической и феминистской,
- особенностям «женской литературы» и ее места в современном мире,
- роли женщин в современной культуре повседневности, в том числе в рекламе и СМИ
- феноменологии женщины как профессионала в искусстве
Срок обучения – 1 год учебных семестра (сентябрь 2009 г. – май 2010 г.)
Начало занятий – 1 октября 2008 г.
Учебный план рассчитан на 5 уроков  в рамках общего курса Мировой художественной культуры
Уроки проводяться для учеников 11 класса
2.1 Особенности положения женщины в мировой культуре; концепции и их критика

Итак, первый и принципиальный вопрос, который определит и выбор стратегии в преподавании курса, может быть сформулирован довольно парадоксально: а существует ли женщина и особая «женская сфера» в культуре?
Вариант с положительным ответом получил наименование рецепта «добавить женщин и перемешать».
Если говорить о творчески созидательном начале, то, вытесненные на периферию, незаслуженно забытые, маргинализируемые женщины-личности, женщины-творцы, действительно, способны обогатить наши представления о культуре каждой эпохи.
Подобный этап, кстати, стал в свое время достаточно плодотворным в западных Women's Studies и поднял на поверхность целый "культурный материк", населенный женщинами всех времен и народов.
Тем не менее, гораздо более эффективным для формирования феминистской картины мира представляется иной подход, связанный не с "добавлением" женского компонента в культуру, а с феминистской деконструкцией, критическим анализом уже сложившихся представлений, воспитанием так называемого "сопротивляющегося читателя".
Исходным пунктом такой работы может стать «предъявление" лакановского тезиса "женщины не существует", который традиционно вызывает здоровое возмущение в гендерно непросвещенной аудитории, а применительно к художественной культуре может и вовсе показаться нонсенсом.
Как же женщина может отсутствовать в ней, если живопись, скульптура, литература и другие искусства только и делали на протяжении веков, что "воспевали женскую красоту", "отражали гармонию духовного мира женщины", "прославляли идеал материнства и женской добродетели" и т.д. и т.п.
Однако, при более детальном рассмотрении проблемы оказывается, что такой способ бытования женщины репрезентирует вовсе не ее, а мужчину и его доминирующую в культуре роль, которая может быть расширена до пределов универсума.
2.2 Андроцентрическая и феминисткая культурологические концепции

Здесь, прежде всего, стоит обратить внимание на маскулинный характер науки и производства знаний в целом в процессе создания андроцентристской картины мира.
Так, например, изучение "человека вообще" всегда предполагало изучение мужчины, а события "большой и общечеловеческой" истории традиционно оказываются мужскими: войны, битвы, революции, смены династий и т.п.
Односторонность истории, таким образом, исключает «женский мир» и доказывает фальшь тезиса о социокультурной «нейтральности» науки.
Другим интересным ракурсом в таком анализе может стать культурный аспект проблемы.
Устойчивые культурно-символические ряды: мужское - рациональное - духовное - божественное - …КУЛЬТУРНОЕ и женское - чувственное - телесное - греховное -…ПРИРОДНОЕ не только иллюстрируют установку на позитивное, значимое и доминирующее, и, соответственно, негативное, вторичное и субординируемое для мужского и женского.
В рамках интересуюшего нас предмета это приводит к ошеломляющему выводу: коль скоро мы определяем культуру как понятие, оппозиционное по отношению к натуре, то есть природе, самоочевидным становится факт, что женское размещается на противоположном от Homo Sapiens полюсе!
Как пишет Ренате Хоф, «репродуктивная деятельность женщины относилась к менее почетной приватной сфере, в то время как продуктивная, созидающая культуру деятельность была возможна лишь в общественной сфере, которую представлял мужчина. Только таким образом можно понять, почему…статус женщины в любой культуре был менее значительным».
Это заключение, по своей «эвристической» силе равное открытию мольеровского господина Журдена о том, что он всю жизнь говорил прозой, может быть прекрасно проиллюстрировано на примере истории визуальных искусств Нового времени в рамках концепции "to-be-looked-at-ness femininity" (созерцаемость женщины, объективация женского посредством взгляда).
В фаллократической культуре мужчина - это всегда тот, кто смотрит, "производитель смысла", а женщина - тот, на кого смотрят, носитель смысла.
Важно отметить и тот факт, что СМИ, дающие рекламу, - это лишь каналы репрезентаций, воспроизводящие смыслы, произведенные другими инстанциями и обладающие формирующими функциями.
Таким образом, продается не товар, но образ жизни. Усиленно навязваемый всеми СМИ во всех жанрах, в том числе, и в рекламе, «миф о красоте» женщины, без которой она не может восприниматься как «настоящая женщина» и который вынуждает ее испытывать перманентный комплекс неполноценности, как прекрасно показала Н.Вулф, - это контрнаступление современной власти, экономики и культуры против женщин. «Этот миф соединяет в себе эмоциональное отчуждение, политику, финансы, сексуальное угнетение и репрезентирует мужские институты и установленную ими власть».
Таким образом, как отмечает И. Жеребкина, «вопрос о сущности женского в контексте особенностей функционирования патриархатной власти\культуры … стоять не может: женское здесь существует только в качестве мужского симулятивного женского - вне собственных концентуальных средств и оснований чем выше символизация женского в культуре и симуляция "женственности" самой культуры, тем хуже реальное положение женщин в обществе и жестче запрет на артикуляцию женского самими женщинами».
Исходя из этих рассуждений, приходится признать, что наличие "женской сферы" в культуре представляется достаточно проблематичным.
Итак, если " женщины не существует", то что же предъявляется нам вместо нее культурой? Это - социальный конструкт, гендерную природу которого интересно выяснить с помощью другой известной концепции, "woman is nothing but masquerade" (женщина - это ничего, кроме маскарада), прилагая ее, например, к литературе Х1Х - начала ХХ века. Это время - эпоха высочайшего ее расцвета, давшая культуре множество гениев и шедевров, сюжет почти каждого из которых "держится" на женщине. Но, если попробовать сопоставить женские персонажи и персоналии этого времени, то обнаружится пестрая смена масок, практик, знаков и репрезентаций, несводимая к универсальной дефиниции женственности.
  2.3 Женская литература

Это, по сути, то, что создано в литературе женщинами.
Но постоянно идет то затихающая, то вновь вспыхивающая полемика о женском творчестве, то есть о способности женщин наравне с мужчинами создавать духовный продукт высокого эстетического качества.
Тема, касающаяся женского творчества, вызывает острые дискуссии — от полного отрицания до безоговорочного признания этого культурного феномена.
Одним из главных аргументов противников использования данного понятия является утверждение, что «наличествует лишь хорошая и плохая литература, которая не делится по признаку пола и не бывает ни мужской, ни женской. На самом деле это сложный и неоднозначно решаемый вопрос.
Начать хотя бы с того, что в сложившейся культуре слова женское, мужское не только подчеркивают биологические различия, но и являют оценочные категории, которые формируются социумом, закрепляются при посредстве языка в сознании и общественном, и отдельной личности. При этом слово женское приобретает коннотацию «вторичного», «худшего», «производного от чего-то», чему и приписывается некая первичность».
Пренебрежительное отношение к женщине, соответственно, принижает и сферы женской деятельности.
 Нормой, точкой отсчета в этом случае всегда является мужское перо, мужской взгляд. Превалирует маскулинистская установка, и словосочетание женская литература воспринимается негативно, чаще уничижительно или как иронический ярлык.
Писательницу, поэтессу рассматривают лишь как одного из «солдат» армии литераторов, и рекомендуется использовать слова мужского рода — писатель, поэт, художник.
«В литературной критике России найдется достаточно подобного рода оценок творчества женщин: «У Дмитриевой суровое, «мужское» перо...»; «Светлана Василенко — серьезный писатель, который владеет словом, : жестким, мужским стилем...».
Примеры можно множить, но важнее выделить общее в этих высказываниях, а именно, что женщина-автор может быть замечена, выделена и даже похвалена, но лишь как способный писатель с мужским стилем.
      Романы, созданные женщинами, написаны по-разному, поднимают различные темы, представляют различные сюжеты. Нельзя во всех случаях говорить о мелкости и узости тем, примитивности фабулы, о жеманстве, сентиментальности произведений только потому, что они созданы женщинами. Но, по всей видимости, «мужской ум не сомневается в своем исчерпывающем проникновении в женскую психологию...».
 Проблема женской литературы не может быть решена в сугубо литературоведческих рамках.
Деконструкция понятия женское может осуществиться только в общекультурном контексте, и понятие женская литература / творчество должно быть актуализировано не для того, чтобы наделить его некими уникальными качествами, а чтобы, поддерживая дискурс, поднять статус женщины (писательницы, художницы, драматурга, поэтессы) в общественном сознании и продолжить тенденцию равенства полов.
Во все времена право женщины на место в искусстве, ее художественная дееспособность обсуждались и рассматривались с разных позиций и точек зрения. Но в литературной критике преобладает взгляд, согласно которому «мужчина подобен небосклону, горизонту, верховной власти, которая одновременно и определяет и содержит в себе статус женщины».
Выяснение роли полов в развитии культуры, их символического и семиотического выражения в философии, истории, языке, литературе, искусстве позволяет отразить новые аспекты развития социума, глубже проникать в суть происходящих процессов.
Новое прочтение (интерпретация, толкование) текстов дает возможность отойти от традиционных и литературоведческих, и социально-политических трактовок, проанализировать произведения с точки зрения представлений о понятиях женственное и мужественное, которые являются конструктами культуры и подвергаются постоянной эволюции в исторической перспективе.
Гендерное «измерение» часто дает возможность по-иному взглянуть на хорошо известные факты или произведения, интерпретировать их с учетом гендерной дифференциации, деконструировать казалось бы незыблемые понятия, выявлять субтексты, отражающие символы женского опыта.
К примеру, — книги серии «Женский почерк», выпускаемой издательством «Вагриус» с 1999 года. В серии вышли книги Л. Петрушевской, Л. Улицкой, В. Токаревой, Н. Садур, С. Василенко, И. Муравьевой, О. Новиковой, Н. Медведевой, Н. Горлановой и других.
Произведения этих писательниц демонстрируют широкий спектр совершенно разных стилей, манер, сюжетов.
Значит, женская проза — большой раздел литературы, и необходимо иметь в виду, что любовные истории далеко не всегда являются центральной темой этих произведений, в отличие от произведений такого жанра, например, как дамский роман.
Слабым местом современной литературной критики является незнание и нежелание освоить базисные понятия гендерных исследований.
Следствием неразработанности терминологии является то, что люди, находящиеся внутри литературоведческого дискурса, позволяют себе выносить суждения, звучащие иногда просто смешно, даже каламбурно: рассказы молодой писательницы «посвящены женщинам. Но это вовсе не «женская проза», поскольку она в меру сентиментальная, но в ее основе — реальная жизнь.
Рассматривая недостатки или достоинства женских текстов, критики всегда, сознательно или бессознательно, сравнивают их с мужскими. Точно подмечено, что, отказывая в признании литературе женской, подразумевают, что «мужская литература — это литература, а женская — резервация».
Не только количественное увеличение «женского словесного массива» в литературе, но и осмысление этого явления критикой помогут преодолеть традиционалистские и фундаменталистские взгляды, дадут возможность внести иные знаково-символические элементы в современную языковую систему и выйти за рамки патриархатного мышления, во многом определяемого господствующей маскулинистской культурой.
Категория: Мои статьи | Добавил: duch (18.07.2009)
Просмотров: 4477 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/2 |
Всего комментариев: 1
1  

Имя *:
Email *:
Код *:
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz