Проблема изучения роли женщины в культуре 20 – 21 вв. на уроках мировой художественной культуры. - Мои статьи - Материалы - Персональный сайт
ФОРУМ ДУХОВНОГО ОПЫТА
Материалы
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [117]
Лекции [44]
Лекции А.Данильца
Альманах [2]
Рецензии на кино [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос
Добовлять ли ворд версии статей на сайт
Всего ответов: 515



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Приветствую Вас, Гость · RSS 09.12.2016, 02:56

Главная » Статьи » Мои статьи

Проблема изучения роли женщины в культуре 20 – 21 вв. на уроках мировой художественной культуры.
2.4 Женщина в культуре повседневности: массовые коммуникации и реклама

Стереотипы, являясь культурно обусловленной моделью мира, формируются под влиянием разных каналов коммуникации. Одним из значимых каналов формирования стереотипа и его закрепления является массовая коммуникация.
Массовая коммуникация - сложное и многоплановое явление. Мы рассмотрим лишь одну грань этого явления, активно использующую и формирующую стереотипы, - рекламную коммуникацию.
Женский образ в рекламе используется с самого зарождения рекламной коммуникации.
По данным исследований по силе притяжения «женский образ занимает первое место, затем идут образы детей, животных, мужчин. Однако, по данным американских исследований конца 80-х годов, 83-90% времени голоса за кадром принадлежит мужчине».
Женский образ подчеркивает соблазнительность, привлекательность, вкус товара, мужской образ подчеркивает компетентность, силу, надежность. В этой традиции реклама использовала гендерные стереотипы долгое время: женщина изображалась хозяйкой, матерью, мягкой и заботливой, мужчина - компетентным и надежным, сильным и уверенным. Реклама, отражая социокультурные паттерны поведения, изменяется вместе с их изменениями. Что происходит в рекламе сейчас?
«В современной отечественной рекламе тенденция использовать предпочтительно мужской голос за кадром сохраняется, так в рекламном блоке НТВ из 11 рекламных роликов 10 озвучены мужчиной; в рекламном блоке 1 канала 15 - мужчинами, и 8 женщинами.
Традиционно женские темы - косметические средства, уход за волосами, прокладки, средства для похудения. Мужские темы - бытовая техника, страхование, реклама магазинов, услуги связи, автомобили, медицинские рекомендации, а также анонсы театральных премьер, концертов, фильмов
По прежнему в рекламе используются стереотипы мужского и женского поведения в качестве рекламных аргументов: «Ни слез, ни сантиментов. Нестле - грубая мужская правда» - слоган рекламы шоколада Нестле для мужчин. «С древнейших времен и до наших дней мужчинами движет жажда первенства», «Просто будь мужчиной», «Крепкая мужская дружба» - рекламные слоганы товаров для мужчин.
Рекламные женщины являются стандартом, эталоном красоты - невозможно стареть, иметь морщины, полную фигуру.
Слоган «Ведь ты этого достойна» подчеркивает определенную статусность предлагаемого товара и предлагает идентифицировать себя с рекламным персонажем.
Кроме внешних атрибутов стереотипизированного женского образа мы видим и поведенческие стереотипы - женщины эмоциональны, несдержанны, не способны контролировать свои желания - они хватают торт, шоколад - «невозможно удержаться». Для рекламной женщины по прежнему важно быть хорошей хозяйкой - «Хорошие хозяйки выбирают «Лоск», «У женщин свои секреты» - майонез «Кальве», рекламный ролик майонеза «Мечта хозяйки».
Мужская компетентность используется в разных видах рекламы - она оправданна в рекламе моторного масла, но рекомендации об использовании стирального порошка, отбеливателя, чистящих средств, крема для рук также дают нам мужчины. Медицинские рекомендации также дают в основном врачи-мужчины. Сцены в офисах, образы начальников - также чаще мужские.
Однако, можно отметить, что традиционные стереотипы гендерного восприятия и изображения женщины изменяются и в рекламе, которая является отражением тенденций социальной жизни.
Компетентным мужчинам противостоят женские компетентные персонажи - профессор фито-косметолог, рассказывающая о целебной силе трав, химик, доказывающая преимущества моющего средства, а также многочисленные пожилые дамы, дающие советы молодым об использовании стиральных порошков. Работающие же женщины чаще всего по-прежнему изображаются в непрерывном поиске причины для перерыва и чаепития.
Один из важнейших принципов построения рекламного сообщения - возможность для потребителя идентифицировать себя с героями рекламных роликов, поэтому можно утверждать, что появление новых типов поведения мужчин и женщин в рекламе отражает появление новых поведенческих стереотипов в массовом сознании, сближающих мужские и женские типы поведения.

2.5 Женщина-профессионал в искусстве

Кризис представлений о традиционной феминности и маскулинности тяготение к андрогинности во второй половине XX века определили тяготение к сочетанию качеств обоих полов в образах моды: «а ля гарсон» - 20-х, «женщина-воин» - 30-х, «деловая женщина» - 70-х, тяготение к гомосексуальности - в 90-х.
К концу 90- унисекс сдает свои позиции. Научной проблемой стало исследование сценариев и фреймов дискурса женственности современного искусстве свидетельствуют, что символы женственности наиболее часто эксплуатируются властью (власть моды и её жертвы), а также рекламой, как формой прикладного искусства Новейшего времени.
На основании наблюдений в области дискурсов женственности современной культуре, пользуясь социологической терминологией, мы должны выделить женщин-собственников ресурса женственности и женщин-менеджеров этого ресурса.
К категории собственников ресурса женственности мы можем отнести как танцовщиц, музыкантш древности, так и многих искусных актрис и представительниц шоу- бизнеса разных направлений.
К числу менеджеров ресурса женственности мы должны отнести поэтесс, писательниц, художниц, женщин-ученых, которые создавали новые идеалы женственности, меняя прежние стереотипы феминности.
Вспомним общественный резонанс романа «Что делать» Н. Чернышевского, ставшего идеалом для подражания многих женщин того времени?.
В ХХ в. женщины стали проявлять себя в современной культуре и искусстве и чаще, и многообразнее.
Если проследить имена лауреатов Нобелевской премии, мы увидим, как постепенно увеличивается число женщин-лауреатов в области литературы.
Точно так же во всех видах искусства.
Постепенно все больше становится женщин, даже в таких исконно мужских видах искусства, как скульптура (вспомним Анну Голубкину, Веру Мухину).
Конечно, число произведений, посвященных дому, семье, любви остается по преимуществу женской привилегией.
Но постепенно нарастают и более широкие горизонты, и более глубокие темы в творчестве женщин.
Они работают во всех «этажах» художественной культуры: и низших - массовых, и элитарных. Однако здесь наблюдается очень интересный феномен, характерный именно для нашего времени. Если раньше творчество женщин чаще страдало от сентиментальности, узости и традиционности воззрений, то сейчас заметна явно иная тенденция.
26 сентября 2005 года в передаче «Школа злословия» участвовал в качестве приглашенного Сергей Гандлевский. Он рассказал, что ему не нравится поэзия Анны Ахматовой.
Ведущая Дарья Смирнова, в отличие от Татьяны Толстой согласилась, что действительно, в женской поэзии присутствуют такие черты, которые вызывают негативное отношение.
Причина такого неприятия - обязательное любование собой, некое кокетство, присущее поэзии женщин.
Известно, что сама Ахматова не любила, когда подчеркивали в ее творчестве половую принадлежность. Она настаивала на том, чтобы ее называли не поэтессой, а поэтом. Это мнение поэтессы подкреплялось ясным пониманием того, насколько глубоко в общественном сознании укрепилась концепция «вторичности женщины», завещанная нам, людям XXI в. Предками.
Поэтесса считала также, что ставить акцент на «женскости», т.е. подчеркивать свою принадлежность к женскому полу значит указывать на свою второсортность, неполноценность, наконец, социальную и психологическую «инвалидности».
В современном искусстве в творчестве женщин чаще больше жестокости, жесткости, которые, казалось бы, должны превалировать в творчестве мужчин.
Вспомним творчество Киры Муратовой, Ренаты Литвиновой, Софьи Губайдуллиной, Людмилы Петрушевской.
Интереса заслуживает наблюдение психологов о том, что в творчестве мужчин, наоборот, часто превалируют черты нежности, мягкости, казалось бы, более присущие женщинам. Не случайно в наше время так широко распространился контр - альт - высокий голос у мужчин, способных исполнять женские партии.
Когда мы ведем речь о женщине в искусстве, следует обратить внимание не только на тех, кто создает произведения искусства. Стоит иметь в виду и потребителей искусства.
Оказывается, здесь женщины всегда были и более тонкими и рафинированными ценителями, и представляли собой всегда более широкую аудиторию.
Как показывают исследования, так было в Древней Руси - женщины общественной элиты были более образованными. Так было и в дореволюционной России.
Да и сегодня не нужно никаких социологических исследований (хотя они подтверждают это), чтобы увидеть, что в театрах, на выставках, в концертных залах, в библиотеках и книжных магазинах доминируют женщины.
Сегодня в учебных заведениях гуманитарного направления превалируют в основном представители женского пола.
Здесь есть одна парадоксальная закономерность: в обучении и восприятии искусства доминируют женщины, но в творческом выражении первенство принадлежит мужчинам.
Существуя в мужском мире, женщине приходится преодолевать намного больше препятствий для своей самореализации, нежели мужчине.
Это ставит проблему «инаковости» женщины, т.е. проблема противостояния мужского и женского миров, которая разрабатывалась и продолжает разрабатываться несколькими поколениями феминистки ориентированных мыслителей.

Краткие выводы ко 2 – ой главе

Итак, я предлагаю несколько разработок тем учебных занятий для элективного курса «Роль женщин в культуре ХХ – ХХ1 вв.»
В качестве тем уроков в этом плане можно предложить следующие
1 Особенности положения женщины в мировой культуре; концепции и их критика
2 Андроцентрическая и феминисткая культурологические концепции
      3 Женская литература
4 Женщина в культуре повседневности: массовые коммуникации и реклама
5 Женщина-профессионал в искусстве
Я уже говорила, что речь у нас шла именно об отдельных аспектах поднятой нами проблемы. В целом они гораздо шире и нуждаются в будещем в более глубокой проработке.
При этом они могут быть:
- внедрены, вместе или по отдельности, на различных этапах изучения курса МХК,
- составить материал возможной отдельной темы в рамках предмета.
Интегративный характер которого вполне допускает такую мозаичность.
На основе таких методологий возможна разработка спецкурса «Гендерные стереотипы в мировой художественной культуре».
Заключение

Обобщая вышесказанное я считаю необходимым подвести итог сделав следующие выводы.
Без гендерного просвещения в современном мире немыслимо сейчас ни строительство подлинной представительной демократии, ни функционирование демократического правового государства, учитывающего интересы всех граждан — и женщин и мужчин.
При этом мы должны понимать так же и то, что основные концепты целостного культурологического образования школьников состоят в воспитании понимания целостности современного мира и происходящих в нём трансформаций.
Мы должны признать, что реализация предложенного в данной работе проекта не возможна без внесения в учебные стандарты, планы, программы соответствующих изменений, в т.ч. и обязательного включение в него гендерного знания, т.е. воспитания у учащихся понимания социокультурной обусловленности половых/гендерных различий. Во многих случаях это потребует реализации нетрадиционных форм обучения, создания новых моделей общего образования.
К таким формам мы можем отнести изучение роли женщины в культуре ХХ – ХХ1 вв. на уроках МХК.
На мой взгляд, сейчас необходимо преподавание курса «Основы культурологии» для учащихся 10-11 классов, а так же ещё и курса «Введение в культурологию» для учащихся 9 х классов, в которых следовало бы применять изложенные мною выше принципы. Программы обучения должны содержать значительный теоретический компонент по гендерной теории.
В данной работе я предлагаю несколько разработок тем и содержания учебных занятий для элективного курса «Роль женщин в культуре ХХ – ХХ1 вв.».
В качестве предложенных тем учебных занятий я предлагаю: «Особенности положения женщины в мировой культуре; концепции и их критика», «Андроцентрическая и феминисткая культурологические концепции», «Женская литература», «Женщина в культуре повседневности: массовые коммуникации и реклама», «Женщина-профессионал в искусстве».
Данный курс может быть: внедрен, вместе или по отдельности, на различных этапах изучения курса МХК, составить материал возможной отдельной темы в рамках предмета. Интегративный характер которого вполне допускает такую мозаичность.
В дальнейшем на основе таких методологий возможна разработка спецкурса «Гендерные стереотипы в мировой художественной культуре».

Литература
1.    Альчук А. Женщина и визуальные знаки. СПб., 2003. - 325с.
2.    Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. — М.: Издательство «Права человека», 2002. – 340 с.
3.    Актуальные проблемы культуры XX века: М.: Наука, 1993. – 480 с.
4.    Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001. 320 с.
5.    Бем С. Трансформация дебатов о половом неравенстве // Феминизм и гендерные исследования. Хрестоматия. Тверь, 2004 – 220 с.
6.    Бильшай В.Л. Решение женского вопроса в СССР. — М.: Госполитиздат, 1959. – 140 с.
7.    Бредихина Л. Репрезентационные практики в "женском" искусстве.\\ Женщина и визуальные знаки. - М., 2004 С.24 - 31.
8.    Введение в культуралогию: Учеб. Пособие для вузов/ Руководитель автор. Колл. И отв. Ред. У.В. Попов.- М.: Владос, 2006-336с.
9.    Воронина О. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе. \\Общественные науки и современность.№4, 2007 С.27 -32
10.    Грошев И. Технологии гендера рекламных дискурсивных практик. \\Женщина в российском обществе. №1, 2000.С.43 – 47
11.     Груздева Е.Б. Совмещение женщинами профессиональной и семейной ролей: проблемы и пути их решения. В кн. «Интеграция женщин в процесс общественного развития». — М.: Наука 2002. – С.35-62
12.    Гуревич П.С. Культурология: Учебник. - 4-е изд., стереотипное. - М.: Гардарики, 2005.- 280с.
13.    Елизаров В.В., Джанаева Н.Г., Затонских Н.А. и др. Семейная политика в СССР и России. В кн. «Домохозяйство, семья и семейная политика». — М., 1997. С.140-176
14.    Ениколопов С. Н., Дворянчиков Н. В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал. Т. 22. 2001. N 3. С. 100-115.
15.     Женщина в меняющемся мире. — М.: Наука, 2004. – 380 с,
16.     Женщины и гендерные проблемы в странах с переходной экономикой: взгляд ЮНИСЭФ (UNICEF), 2005. – 320 с.
17.    Женщины в современном искусстве (гендерный аспект). — М.: ИСЭПН РАН, 2001 – 220 с..
18.    Жеребкина И. «Прочти мое желание: Постмодернизм, психоанализ, феминизм».- М.:Идея-Пресс,2000 – 220 с.
19.    Жеребкина И. «Феминистская теория 90х годов: проблематизация женской субъективности»// Введение в гендерные исследования. Ч I: Учебное пособие/Под ред. И.А. Жеребкиной - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001 С.47 - 52
20.    Жеребкина И. О статусе гендерных исследований: взгляд культуролога.\\ Высшее образование в России.№2, 2008. С. 32 – 39
21.    Здравомыслова Е., Темкина А. Гендерная система// Словарь гендерных терминов/ Под ред. А.А. Денисовой. - М.: Информация - ХХI век, 2002. - с.5.;
22.    Зёнтген Б. От истории искусств к феминистской культурологии: смена рамок. \\Пол. Гендер. Культура. Часть 2. - М., 2000.- С.44 - 68
23.    Канаева Л. Гендерные отношения: на пути к гуманизации или вульгаризации? \\ Гендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы. Материалы международной научной конференции. Иваново, 2007. С.32 – 36
24.     Карлин А.С., Новикова Е.С. Культурология. - СПб.: Питер, 2006.- 464с.
25.    Кирилина А. В. Гендер: лингвистические аспекты. М., 1999 – 220 с.
26.    Кравченко Е. И. Мужчина и женщина: Взгляд сквозь рекламу (социологические мозаики Эрвина Гоффмана) // Социологические исследования. 2003. N 2. С. 117-131.
27.     Красова Е.Ю.  Словарь гендерных терминов. М: Информация — ХХI век, 2002. 256 с.
28.    Клёцина И. Методические проблемы включения гендерной проблематики в преподавание социальных и гуманитарных дисциплин. \\Интеграция женских и гендерных исследований в преподавание социальных и гуманитарных дисциплин. Материалы научно-практической конференции. Тверь, 2007 - .С 36 – 48
29.     Ковалева О.В. Культурология в вопросах и ответах: учеб. Пособие. - М.: КНОРУС, 2006.-248с.
30.    Косарева Л. С. Социокультурный генезис  науки  Нового  времени.  М.: Наука    1989 г. – 280 с.
31.     Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. — М., 1997. – 110 с.
32.    Кон И. Мужское тело как эротический объект. \\Человек.№6, 2000. С.21 - 36
33.    Купцова И. Женские типы "Серебряного века". \\Гендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы. Материалы международной научной конференции. Иваново, 2007. С.76 - 83
34.    Малви Л. Визуальные удовольствия и нарративный кинематограф. \\Антология гендерной теории. - Минск, 2000.  С.212 - 225
35.    Малышева М. Политика финансирования науки в зеркале гендерной асимметрии // Гендерные исследования, N 2 (1/1999). М., 1999.
36.    Машика Т.А. Занятость женщин и материнство. — М.: Мысль, 1989. – 220 с.
37.    Митина О. Гендерное поведение и стереотипы. \\ Женщина Плюс.№2, 2000.
38.    Митина О. В. Женские гендерное поведение в социальном и кросскультурном аспектах // Общественные науки и современность. 1999. № 3.
39.    Митина О.В., Касперт А., Низовских Н.А. Идеология маскулинности в России: постановка проблемы и экспериментальное исследование // Общественные науки и современность.
40.    Нейл Смелзер. Социология. — М.: Феникс, 2004. – 420 с.
41.    Нечаева Н. Патриархатная и феминистская картины мира: анализ структуры массового сознания. \\ Гендерные тетради. Вып.1. - СПб., 1997.
42.    Пол, Гендер, Культура. Под ред. Э.Шорэ и К.Хайдер. Часть 2. - М.. 2000.
43.    Поляков Л. Женская эмансипация и теология пола в росии Х1Х века. \\ Феминизм: Восток, Запад, Россия. - М., 1993.
44.    Пономарева Г. Женщина как "граница" в произведениях Александры Марининой. \\Пол. Гендер. Культура. Часть 1. - М., 1999.
45.     Работающие женщины в условиях перехода России к рынку. -М.:ИЭРАН, 1993. – 220 с.
46.    Рощин С.Ю. Занятость женщин в переходной экономике России. - М.:ТЭИС, 1996. – 320 с.
47.    Трофимова Е. Российские женщины и европейская культура. \\Преображение.№2. 1994. С.31 - 36
48.    Трофимова Е. Феномен романов Александры Марининой в контексте современной русской культуры. \\Общественные науки и современность.№4, 2001.
49.    Улюра А. "Женское вторжение" в русской литературе и культуре. - Киев, 2001. -  220 с.
50.    Усманова А. Беззащитная Венера: размышления о феминистской критике истории и теории искусства.  Раздел "Гендерные исследования на русском языке". №230.
51.     Ушакин С. Политическая теория феминизма: современные дебаты // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.- 230 с.
52.     Хоткина З.А. Гендерная асимметрия в сфере занятости. В кн. «Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай». — М.: Статистика, 2004. – 34 – 58
53.    Хорни К. Женская психология. СПб., 1993. 222 с.
54.    Хоф Р. Возникновение и развитие гендерных исследований. \\ Пол. Гендер. Культура. Часть1. - М., 1999. С.223 - 227
55.    Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". - М.. 2000. – 480 с.
56.    Шведова Н. Гендерный фактор в политике. \\ Права женщин в России - законодательствол и практика. №1. 2000. С.12 - 18
57.    Шорэ Э. "По поводу "Крейцеровой сонаты"…" Гендерный дискурс и конструкты женственности у Л.Н.Толстого и С.А.Толстой. \\Пол. Гендер. Культура. Часть1 - М., 1999. С.32 - 37
58.    Шибаева С.В. 12 секретов имиджа преуспевающих женщин. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.- 256с.
59.    Штейнберг А.Г. Мужской характер женского менеджмента – М.: Экономика 2001. 120 с.
60.    Эскин М.В. Женщина в мировой художественной культуре – М.: Искусство 2006 – 310 с.
61.    Юрчак А. По следам женского образа. \\ Женщина и визуальные знаки. - М..2000. с. 45 - 56
62.    Юрьева С.П. Роль женщин в мировой художественной культуре. – М.: ЭСКМО 2008 – 240 с.
63.    Яковлев К.Р. Мировая художественная культура. – М.: Искусство 2007 – 458 с.
64.    American Women. The Report of the President's Commission on the Status of Women. N.Y. 1965.
65.     Kay H. Sex Based Discrimination. St. Paul, Minn. West. 1988.
66.     Making America. The Society and Culture in the United Stated. Wash. 1992.
67.     Major Problems in American Women's History. Documents and Essays. N.Y. 1989.
68.    Sapiro V. Women in American Society. Mountain View. California. 1990.
69.    Second to None. A Documentary History of American Women. Vol.1. Nebraska. 1993.
70.     Stetson D. Women's Rights in the USA. Policy Debates and Gender Roles. Belmont. 1991.
71.    Women's Rights in the United States. A Documentary.


Категория: Мои статьи | Добавил: duch (18.07.2009)
Просмотров: 2104 | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz