Рынок и его структура - Мои статьи - Материалы - Персональный сайт
ФОРУМ ДУХОВНОГО ОПЫТА
Материалы
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [117]
Лекции [44]
Лекции А.Данильца
Альманах [2]
Рецензии на кино [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос
Добовлять ли ворд версии статей на сайт
Всего ответов: 515



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Приветствую Вас, Гость · RSS 09.12.2016, 02:59

Главная » Статьи » Мои статьи

Рынок и его структура
Введение
Актуальность выбранной темы определяется тем, что рынок (в широком значении) - такая организация в обществе, при которой производители товаров, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают: когда, в каком количестве и какие товары производить; как эти товары произвести.
Рынок подсистема общей системы товарного хозяйства, представляет собой сферу товарно-денежного обращения, товарооборота, выявляющую и устанавливающую общественно необходимые затраты труда на производство товаров и услуг.
В сфере товарно-денежного обращения происходят еще два очень важных социально-экономических процесса.
Во-первых, здесь продолжается перераспределение прибавочного, а иногда и необходимого продукта, созданного товаропроизводителями. В силу действия не только объективных, но и субъективных, случайных причин на рынке довольно часто совершаются неэквивалентные, спекулятивные сделки купли-продажи. Поэтому одни чрезмерно обогащаются, другие теряют свои заработанные доходы.
Во-вторых, в результате акта купли-продажи товара меняются субъекты собственности. Когда товар продан, у него появляется новый хозяин, который согласно законам рынка (закрепленным, как правило, юридическими нормами) по своему усмотрению пользуется и распоряжается приобретенной вещью или другими благами.
Сегодня, в условиях экономического кризиса исследование особенностей функционирования рынка приобретают в экономической науке особенное значение.
К настоящему времени вопросы функционирования исследованы достаточно широко, как иностранными, так и отечественными учеными экономистами. Однако, сложившиеся в последний год условия заставляют пересмотреть многие из полученных ранее выводов.
Целью данной работы является исследование и анализ сущности рынка и особенностей его структуры.
В связи с этим предполагается решить ряд последовательных задач, в т.ч.:
 - исследовать понятие рынка и проанализировать его сущность и особенности функционирования,
- исследовать структуру рынка,
- проанализировать элементы структуры рынка: конкуренцию, монополию, олигополию и т.д.
В настоящей работе я буду исследовать6 рынок в современном его понимании и сущности, в соответствии с современными критериями его развития и реформирования рынка, его механизмов и структуры
Факторами экономического анализа я предполагаю особенности функционирования некоторых элементов структуры рынка в современных условия, а критерием – возможность их оптимизации.
 
1. Анализ понятия и сущности  рынка
1.1. Сущность рынка

    Товарное производство тип организации рыночной экономики, при котором полезные продукты создаются для их продажи на рынке. Товарному хозяйству присущи следующие основные черты.
    Во-первых, это хозяйство является открытой (рыночной) системой организационно-экономических отношений. Здесь работники создают полезные продукты не для собственного потребления, а для продажи их другим людям. Весь поток новых вещей выходит за пределы каждой производственной единицы и устремляется на рынок для удовлетворения спроса покупателей.
    Во-вторых, производство товаров основано на разделении труда. Его развитие зависит от того, насколько углубляется специализация (обособление) работников, предприятий на выпуске отдельных видов продуктов или частей сложных изделий.
    Такое явление объективно вызывается техническим прогрессом, а последний, в свою очередь, получает больший толчок при разделении труда.
Отсюда понятно, что в отличие от натурального производства товарное хозяйство открывает широкий простор действию всеобщего экономического закона разделения труда.
    В соответствии с этим законом экономика прогрессирует вследствие все большей качественной дифференциации (расчленения) трудовой деятельности, что ведет к обособлению и сосуществованию различных ее видов.
    В итоге возникает несколько форм разделения труда: международное (между странами), общее (между крупными отраслями народного хозяйства земледелием, промышленностью и т.д.), частное (деление внутри крупных отраслей на подотрасли, виды производст-ва) и единичное (внутри предприятий на разные их подразделения).
    Таким образом, неразрывная связь товарного производства с разделением труда, а стало быть, с прогрессом техники одно из его несомненных преимуществ по сравнению с натуральным хозяйством.
    В-третьих, товарному хозяйству присущи косвенные, опосредованные связи между производством и потреблением, в полной мере проявляющиеся только при рыночных отношениях. Они развиваются по формуле "производство – обмен - потребление". Изготовленная продукция сначала поступает на рынок для обмена на другие изделия (или на деньги) и лишь затем попадает в сферу производительного и личного потребления.
1.2 Понятие рынка.

    Основываясь на анализе экономической сущности рынка перейдем к рассмотрению его определения.
Первую попытку дать научную трактовку рынка через определение места его дислокации сделал французский экономист О. Курно. По его мнению, это — любой район, где взаимоотношения покупателей и продавцов настолько свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться.
Рынок – форма организации экономических взаимоотношений между экономическими агентами по поводу обмена разнообразными благами путем их купли-продажи.
Рынок означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения.
Рынок – это система экономических отношений между людьми, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления.

    В самом общем виде рынок —  это  система  экономических отношений,   складывающихся   в   процессе   производства,    обращения    и распределения товаров, а также движения денежных средств.
    Рынок  развивается вместе с развитием  товарного  производства,  вовлекая  в  обмен  не  только произведенные продукты, но  и  продукты,  не  являющиеся  результатом  труда (земля,  дикорастущий  лес).  В  условиях  господства  рыночных  связей  все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.
    Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь  между  агентами  общественного  производства  в  форме купли-продажи, т. е. связь производителей  и  потребителей,  производства  и потребления.
        Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают  домохозяйства  (в  составе  одного  или  нескольких лиц),  фирмы  (предприятия),  государство.   Большинство   субъектов   рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы.  Все  хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на  рынке,  образуя  взаимосвязанный  «поток» купли-продажи.
    Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства  (земля,  труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими  из которых являются сами деньги.
    Рынок как самостоятельное образование включает три основных элемента:
    - рынок товаров и услуг,
    - рынок  труда, 
    - рынок  капитала. 
    Все  эти  три  рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость  рынка  и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.
    1.3 Условия и причины возникновения рынка
   
    Важнейшим   условием   возникновения   рынка   является   общественное разделение   труда.   Посредством   разделения   труда   достигается   обмен деятельностью, в результате чего  работник  определенного  вида  конкретного труда  получает   возможность   пользоваться   продуктами   любого   другого конкретного вида труда.
         Не менее важным условием возникновения рынка  является  специализация.
    Специализация — форма общественного разделения труда  как  между  различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия  на различных стадиях производственного  процесса.  В  промышленности  различают три  основные  формы  специализации  предметную  (например,   автомобильные, тракторные  заводы),  подетальную   (например,   завод   шарикоподшипников), технологическую — стадийную (например, прядильная фабрика).
          Улучшение,  совершенствование  производственного  профиля   предметно-специализированных  предприятий,  развитие  подетальной  и   технологической специализации ведут к расширению производственных связей  —  кооперированию.
    Специализация производства в ряде индустриально развитых  стран  в  основном пошла по пути расширения подетальной и технологической специализации.
    Схема специализации, т.е. набор специальностей, становится  все  более сложной, поскольку усложняется и углубляется сам процесс  труда.  В  старину человечество владело несколькими специальностями, и прежде всего охотника  и земледельца.
    Сегодняшние же перечни специальностей  включают  многие  тысячи весьма различных профессий. Подавляющее большинство из них требуют  обучения (иногда многолетнего) специальным навыкам  и  приемам  труда.  Специализация достигла ныне такой степени, что окружающие нас предметы уже,  как  правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене  плодами специализированного труда определяет сегодня характер взаимоотношений  людей в обществе.
    Важной   причиной   возникновения    рынка    является    естественная ограниченность производственных возможностей человека.
    Даже самый  способный человек может  произвести  лишь  небольшое  количество  благ.  Ограничены  в обществе не только производственные возможности человека, но  и  все  другие факторы производства (земля, техника,  сырье).  Их  общее  количество  имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности  такого же производственного использования в  другой.  В  экономической  теории  это явление  получило  название  закона  ограниченных  ресурсов.
    Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на  другой  через рынок.
    Причиной формирования рынка является  и  экономическая  обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли  свободно  распоряжаться  результатами своего труда.
    Благами  обмениваются  полностью  независимые,  автономные  в принятии хозяйственных решений производители.  Экономическая  обособленность означает, что только сам производитель решает,  какую  продукцию  выпускать, как ее производить,  кому  и  где  продавать.
    Адекватным  правовым  режимом состоянию    экономической    обособленности    является    режим    частной собственности.  Обмен  продуктами  человеческого  труда  в  первую   очередь предполагает   наличие   частной   собственности. 
    С   развитием    частной собственности развивалось и рыночное  хозяйство.  Наиболее  высокого  уровня частная  собственность  и  рыночные  отношения  достигли  при   капитализме
    Объекты частной собственности многообразны. Они  создаются  и  приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов  от  ведения  собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в  кредитные  учреждения,  акции  и другие ценные бумаги.
    В дальнейшем     обособленность     товаропроизводителей     начала распространяться на коллективную  и  другие  формы  собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные   и смешанные предприятия.
    Кроме  того,  причина  становления  рынка  кроется  и  в   возможности (свободе) для каждого экономического субъекта  обеспечивать  свои  интересы.
    Рынок предполагает:
    - свободу конкурентного поведения,
    - свободу  хозяйствования,
    - защиту интересов конкретного товаропроизводителя.
    Внерыночное  регулирование хозяйства  неизбежно   в   любой   системе,   однако   чем   меньше   скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
2. Исследование и анализ элементов структуры рынка
2.1 Конкуренция и её виды
   
    Конкуренция (от лат. concurrere — сталкиваться)  —  это  соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства,  купли и продажи товаров. Существуют и другие определения конкуренции.  Конкуренция —экономическая борьба,  соперничество  между  обособленными  производителями продукции, работ, услуг  за  удовлетворение  своих  интересов,  связанных  с продажей этой продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним и  тем  же потребителям.
    Конкуренция     —     состязательная     работа      между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала,  рынки сбыта,  источники  сырья  и   одновременно   весьма   действенный   механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства.
      Конкуренция имеет важное значение в жизни  общества.  Она  стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через нее  товаропроизводители  как  бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к  снижению  цен, уменьшению издержек производства,  улучшению  качества  продукции,  усилению научно-технического  прогресса.   Вместе   с   тем   конкуренция   обостряет противоречия экономических интересов,  чрезвычайно  усиливает  экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост  непроизводительных  издержек, побуждает  к  созданию  монополий.   Без   административного   вмешательства государственных структур конкуренция превращается в разрушительную силу  для экономики. Для обуздания конкуренции и удержания ее  на  уровне  нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила  игры" соперников.
    В этих законах фиксируются права и обязанности производителей  и потребителей  продукции,  устанавливаются  принципы  и   гарантии   действий участников конкуренции.
    Исторически  конкуренция  возникла  в  условиях   простого   товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе  конкуренции  стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и  сбыта  товаров  в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По  мере  усиления  зависимости мелких  товаропроизводителей  от  рынка  и   рыночных   колебаний   цен   на производимые  ими  товары  и  усиливается  конкурентная  борьба.  Появляется возможность   укрепления   хозяйства,   применения    наемных    работников, эксплуатации  их   труда,   возникает   капиталистическая   конкуренция.   В современных  условиях  конкуренция  также  выступает  как  важное   средство развития производства и существуют в различных формах.
          Экономическое значение  конкуренции  огромно.  Современные  экономисты считают  конкуренцию  одной  из  причин  роста  эффективности  производства.
    Именно  конкуренция  заставляет   фирмы   внедрять   технический   прогресс, совершенствовать технологию производства.
     В  экономической   литературе   различают   совершенную   и несовершенную конкуренцию.
    Совершённая   конкуренция   -   это    соперничество    многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы  идентичной  продукции.
    Для нее характерны следующие черты:
    - наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма  должна  быть  относительно  небольших   размеров   и   объем производимой продукции должен быть незначителен;
    - возможность свободного  доступа  товаропроизводителей  к  различным производственным секретам;
    - однородность продукции,  производимой  различными предприятиями  в  рамках одного производственного сектора,  состоящего  из множества фирм;
    - хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары.
    Совершенная, или свободная, конкуренция  в  экономике  развитых  стран была характерна до середины XIX в. Во второй половине XIX в. и начале XX  в. появляются  крупные  предприятия  и  их  объединения,   которые   охватывают отраслевые рынки. Активизируется влияние государства на рынок.
    В силу  этого возникает  несовершенная  конкуренция.  В   отличие от   совершенной   она ограничена влиянием монополий и государства.
      Существуют несколько моделей несовершенной конкуренции:
      Одной из моделей является монополия, для которой характерны:
    -  единственный продавец (одна фирма или отрасль является единственным производителем  данного  продукта  или   единственным   поставщиком  услуги);
    - нет близких продуктов-заменителей (с точки  зрения  покупателя это        означает,  что  он  должен  покупать  продукт  у  монополиста   или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив);
    - диктуемая цена (чистая  монополия  диктует  цены  или осуществляет значительный контроль над ценой);
    - вступление в отрасль конкурентов заблокировано.
    Критерием  оценки  степени  монополизации  служит  доля  хозяйственной единицы в производстве.  Так,  согласно  законодательству  ФРГ  доминирующее положение предприятия или группы предприятий на  рынке  возникает,  если  на одно предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке.
      В нашей хозяйственной  практике  в  качестве  занимающих  доминирующее положение   на   рынке   рекомендуется    рассматривать    тех    участников хозяйственного оборота, доля которых на нем составляет свыше 70  %. 
    Степень монополизации для участников,  доля  которых  составляет  от  35  до  70  %, определяется дифференцирование, в частности  выявляется  их  воздействие  на реализацию  товаров  (условия,  цены  и  т.д.)  на  рынке   с   учетом   его географических границ.
      Моделью несовершенной  конкуренции  является  также монополистическая конкуренция.
    Ее отличительные признаки:
    - существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой  над  ценой,  отсутствует  взаимозависимость  и фактически невозможен тайный сговор;
    -  продукты  характеризуются  реальными  и   мнимыми   различиями и различающимися условиями их продажи;
    - экономическое соперничество влечет за собой и ценовую  и ценовую конкуренцию;
    -  вступление  в  отрасль  является   относительно   легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде;
    - тип продукта дифференцированный;
    - неценовая  конкуренция:  значительный  упор  на  рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д.
    Монополистическую конкуренцию можно представить в виде конкуренции нескольких торговцев, продающих очень похожие товары(обычно это группа товаров специального назначения).
    Под дифференциацией продукции (этот термин ввел Э.Чемберлин) подразумевается отсутствие однородности благ и услуг. Т.е. продукты отличаются один от другого, хотя они и близки по назначению.
    Продавец всегда стремится сделать свой продукт несколько отличным от других, чтобы продать его по более высокой цене.
    Дифференциация обычно происходит не по основному назначению продукта, а через различные попытки продавца создать в сознании потребителя представление, что его продукт заключает в себе больше полезности, чем конкурирующий.
    Полезность,которую несет дифференцированный продукт, является частично психологической по своей природе.
             С помощью дифференциации продукции можно уменьшить эластичность спроса по цене. Часто бывает так, что цена повышается, а объем спроса при этом не сокращается. Так происходит потому, что покупатели привыкают к какому-то определенному виду товара со своими уникальными характеристиками, и они не будут покупать товар другой фирмы даже по более низким ценам.
           Из этого следует, что цена в условиях дифференциации продукции не является единственным орудием конкуренции.
    Важнейшим фактором конкуренции становится еще и качество товара, его различные характеристики, такие как, например, сорт или упаковка.
           В таких условиях очень большую роль играет реклама. Через рекламу продавец создает своему товару дифференциацию в сознании покупателей, указывая на его характеристики, отличающие товар от подобных ему.
    В результате рекламы люди готовы покупать данный товар по более высокой цене, т.е. уменьшается эластичность спроса по цене.
    В настоящее время монополистической конкуренцией с дифференциацией продукции охвачена вся рыночная торговля. Ярким примером     такой конкуренции могут служить фирмы одежды со всемирно известными     названиями - чем популярней название, тем меньше эластичность спроса по     цене, тем большую прибыль может получить продавец.
    На практике предприниматель, действующий в условиях  монополистической конкуренции,  стремится  к  такой  особой  комбинации   цены,   продукта   и стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать его  прибыль.
    Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут  быть и небольшие предприятия и особенно там,  где  много  возможностей  изменения товара (его модификации, качества, внешнего вида и т.д.).
    Очевидно, что главный результат конкуренции – расширение производства, совершенствование его техники и организации, повышение качества товаров, снижение затрат на производство единицы продукции, что позволяет снижать цены, увеличивать ассортимент товаров, улучшить обслуживание покупателей.
    По этому поводу лауреат Нобелевской премии Ф.фон Хайек сказал, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее  других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее  производить вещи.
    Таким образом, конкуренция - это двигатель экономического прогресса.
              Но конкуренцию нельзя идеализировать. Конкурентные отношения всегда связаны с необходимостью постоянной борьбы за лучшие условия существования.
    В результате этой борьбы появляются не только победители - компании, приумножающие свое богатство, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные явления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, социальная несправедливость, инфляция и т.д.
    История показала, что конкуренция в чистом виде, в своей совершенной форме невозможна. Поэтому государство вынуждено вмешиваться в экономику, придавая конкуренции “ несовершенные”, искусственные черты.

2.2 Понятие чистой монополии

Монополия есть исключительное право деятельности в какой-либо сфере деятельности.
По владельцу этого права различают монополии государственные и капиталистические. Государственными монополиями называются монополии, принадлежащие государству. Возникают в результате строительства государственных предприятий (военной промышленности, новых или капиталоемких отраслей) или национализации отдельных предприятий, отраслей промышленности и транспорта.
Монополии капиталистические - хозяйственные объединения, осуществляющие контроль над рынками посредством концентрации материальных и финансовых ресурсов, научно-технического потенциала с целью извлечения монопольной прибыли. Устанавливают монопольные цены, воздействуя на формирование пропорций воспроизводства.
Капиталистические монополии возникли на основе концентрации производства и капитала. Основные формы капиталистических монополий - картели, синдикаты, тресты, концерны. Концерн (англ. concern - дело, предприятие) - одна из сложных форм монополистических объединений, включающих предприятия промышленности, транспорта, торговли и банковской сферы. Участники концерна сохраняют формальную самостоятельность, но контролируются структурами общего руководства концерна, а также входящими в состав концерна финансовыми структурами. В настоящее время основная форма монополии в России.
Монополия (от греческого monos - один, poleo - продаю) - это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.
Нередко под монополией подразумевается определенная структура рынка абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца.
Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией.
Во-первых, практически не существует продуктов, не имеющих заменителей.
Во-вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке есть только один продавец. Хотя на более замкнутых рынках, к примеру, в маленьком городке, мы можем наблюдать явление чистой монополии.
Совершенная монополия (так же, как и совершенная конкуренция) представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий:
-  монополист является единственным производителем данного товара;
-  продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет близких заменителей;
-  проникновение в отрасль других фирм закрыто целым рядом обстоятельств, в результате чего монополист удерживает рынок в своей полной власти и полностью контролирует объем выпуска производства;
-  степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не безграничная, ибо он не может назначить любую сколь угодно высокую цену (любая компания, в том числе и монополистическая, сталкивается с проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращения объема продаж прямо пропорционально росту цен).

2.3 Олигополия, монопсония, квазимонополия
   
      Олигополия - наличие на рынке небольшого числа фирм -производителей данного товара, которые действуют совместно. Одной из отличительных черт олигополии является то, что их немного, и они могут воздействовать на рынок индивидуально.
    Простейшим случаем олигополии является дуополия - участие на рынке  двух производителей определенного товара, каждый из которых может самостоятельно полностью удовлетворить платежеспособный спрос на рынке.
              Различают олигополию первого вида и олигополию второго вида.
    Олигополия первого вида, или чистая олигополия, наблюдается в отраслях с совершенно однородной продукцией и большим размером предприятий.
    Примером чистой олигополии могут служить нефтедобывающие предприятия.
    Олигополия второго вида, или дифференцированная олигополия, наблюдается, когда несколько продавцов продают дифференцированную продукцию.
    Такая ситуация наблюдается, например, в автомобильной промышленности. Олигополии можно квалифицировать и по другим признакам.
    Например, экономисты П.Самуэльсон и В.Нордхаус разделили олигополии на 3   вида в зависимости от степени контроля над ценой.
    1) Тайная олигополия. Возникает, когда олигополисты сговариваются. Рыночная цена в условиях тайной олигополии соответствует ситуации одного монополиста.
             2) Доминировавшая олигополия - одна из фирм-олигополистов контролирует 60-80% отраслевого рынка. В этом случае остальные фирмы ориентируются на цену, установленную компанией - лидером.
    3) Монополистическая конкуренция. В этом случае на рынке существует много продавцов и покупателей, вход и выход фирм из отраслей свободные, фирмы выпускают дифференцируемую продукцию. В этом случае фирмы не могут влиять на цену друг друга, и контроль каждой фирмы над ценами на рынке очень слабый.
    Квазимонополия буквально означает “ как бы монополия”. Это такая ситуация на рынке, когда в той или иной сфере деятельности существует один очень крупный производитель и множество мелких фирм.
    При этом крупный производитель, меняя объемы производства, устанавливает  такую цену, которая обеспечивает ему максимум прибыли.
    За ним закрепляется роль лидера в установлении цен. Мелкие же производители не  могут повлиять на цену из-за чрезвычайно малого объема выпуска продукции и воспринимают ее как заданную извне.
    Все, что было сказано выше о монополии, относится к монополии     производителя. Но существует также и монополия покупателя - монопсония.
    Монопсония представляет собой рыночную модель, когда какой-то товар, обычно фактор производства, изготавливается многими конкурирующими производителями при наличии одного покупателя.
    Примером может служить монополия государства на покупку оружия в некоторых странах.
                В условиях монопсонии монопсонист имеет довольно большую власть над ценами, т.е. он сам устанавливает определенную закупочную цену, на которую ориентируются производители.
    В реальной жизни конкуренция и монополизм - это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия. Действительно, стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, образованию монополий.
    В настоящее время, говоря о конкуренции, чаще всего имеют в виду монополистическую конкуренцию, о которой американский экономист Эдуард Чемберлин написал: «Понятие “монополистическая конкуренция” - это вызов традиционной точке зрения экономической науки, согласно которой конкуренция и монополия - альтернативные понятия ,а отдельные цены следует объяснять либо в категориях конкуренции, либо в категориях монополии. Мы, напротив, считаем, что большинство экономических ситуаций представляет собой составные явления, включающие и конкуренцию, и монополию, что повсюду, где это имеет место, будет ошибкой не учитывать одну из этих составных частей и рассматривать ситуацию как составную целиком (хотя бы и “несовершенным” образом)».

 
Заключение

        Итак, рассмотрев вопросы, связанные с исследованием структуры рынка мы пришли к выводу о необходимости создания в структуре рынка механизмов обеспечивающих его взаимодействие с государством и обществом в условиях кризиса
    В настоящее время в условиях экономического кризиса механизм рыночной конкуренции, подвергается весьма существенному давлению со стороны государственного регулирования. Поэтому необходимо найти оптимальную структуру их сосуществования.
    В современных  условиях  используются  различные  методы  конкурентной борьбы. К ним относятся такие экономические методы, как  лишение  конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват  рынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и  т.д. 
    Действуют также  методы   прямого   насилия:   поджоги,   взрывы,   убийства   опасных конкурентов, шпионаж, государственные перевороты и т.д.
     Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К  ним относится применение монопольно высоких и монопольно низких цен.  К  ценовым методам относится также метод ценовой дискриминации (разные  цены  в  разных местностях, демпинговые, бросовые цены).
    Появляются и  методы  неценовой  конкурентной  борьбы.  Эти  методы  в основном  подразделяются  на  две  группы:   конкуренция   по   продукту   и конкуренция по условиям продаж.
    Конкуренция по продукту — стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем  выпуска  продукции  нового  ассортимента  и  качества  при сохранении  примерно  одной  и  той  же  цены.
    Конкуренция по условиям продаж — использование многочисленных  средств для привлечения покупателей к товарам.  Эта  конкуренция  включает  рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы для постоянных покупателей.
    Особыми методами неценовой  конкуренции  являются  продажа  товаров  в рассрочку и лизинг. Последний означает пользование  средствами  производства вместо приобретения их в собственность, т.е.  долгосрочная  аренда  машин  и оборудования,    транспортных    средств,    сооружений    производственного назначения.
    Будущее конкурентных отношений  связано  с процессами разгосударствления, принятием антимонопольных законов  и  другими мерами  государственной  поддержки  конкуренции  и  государственной   защиты конкурентоспособности.
      Рынку  принадлежит  важная  позитивная  роль.  Конкурентная  рыночная система  способствует  развитию  научно-технического  прогресса, побуждает применять  новейшие  технологии,  рационально  использовать  ресурсы. 
    Кроме того, она  обеспечивает  своим  субъектам  реальную экономическую  свободу, свободу выбора форм и  способов  хозяйствования,  гарантируемую  досконально разработанным законодательством.
    Достоинством рынка является и  то,  что  он  формирует  и  воспитывает "экономического  человека",  для   которого   характерны   расчетливость   и предприимчивость, готовность идти на риск, о
Категория: Мои статьи | Добавил: duch (05.11.2009)
Просмотров: 7056 | Рейтинг: 5.0/4 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz