Свободные экономические зоны РФ - Мои статьи - Материалы - Персональный сайт
ФОРУМ ДУХОВНОГО ОПЫТА
Материалы
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [117]
Лекции [44]
Лекции А.Данильца
Альманах [2]
Рецензии на кино [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос
Добовлять ли ворд версии статей на сайт
Всего ответов: 515



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Приветствую Вас, Гость · RSS 09.12.2016, 02:56

Главная » Статьи » Мои статьи

Свободные экономические зоны РФ
Введение

Свободные  экономические зоны – важнейшее направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.
При этом система льгот и превенции, устанавливаемых в свободных экономических зонах, должна быть в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территориями программами.
В мировой практике существует множество разновидностей свободных экономических зон.
В зависимости от поставленных задач они могут быть ориентированы на:
-  расширение экспортного производства,
- стимулирование производства для внутреннего рынка, в том числе импортозамещения,
- внедрение и развитие каких-либо новых разработок.
В соответствии с этими задачами укрупненно их можно подразделить на зоны: торгового,  производственного и технико-внедренческого типа, комплексные.
Создание свободных экономических зон может стимулировать экономический рост России и обеспечить ускоренное развитие ее регионов. Таким образом, свободные экономические зоны – создаются для придания благоприятных условий работы частного капитала, они могут привести к привлечению дополнительных инвестиций в экономику, прямому эффекту и хорошим результатам уже в краткосрочной перспективе.
Это на современном этапе развития РФ Чрезвычайно важно, что и определяет высокую актуальность выбранной нами к исследованию темы.
1. Этапы развития экономических зон в СССР и РФ с конца 70-х годов ХХ века

1.1 СЭЗ в СССР

Процесс создания свободных зон в нашей стране, начавшийся еще в конце 80-х годов, может быть разделен, как отмечено в, на несколько
этапов.
На первом этапе (конец 80-х - 1990 г.) происходило зарождение самой идеи. По инициативе правительства СССР была разработана так называемая единая государственная концепция свободных зон. Свободные зоны рассматривались как элемент государственной внешнеэкономической политики и способ стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежными партнерами.
По форме они должны были быть зонами совместного предпринимательства, точнее, компактными территориями с высокой концентрацией предприятий с иностранным участием.
Предполагалось, что такие зоны будут создаваться в
регионах с развитым научно-техническим потенциалом с целью производства наукоемкой продукции на базе соединения советских технологий и иностранного капитала. Хозяйственно-правовые льготы на территории зон предусматривались только в отношении предприятий с иностранным участием и в пределах, определяемых действовавшими в СССР нормами регулирования иностранных инвестиций.
К началу 90-х годов государственная концепция свободных зон дополнилась множеством региональных инициатив.
Эти инициативы получили свое развитие, как только в ходе суверенизации союзных республик рассмотрение вопроса о создании зон было официально перенесено на республиканский уровень: в июле-сентябре 1990 г. ВС РСФСР принял предложения 11-ти региональных советов народных депутатов об объявлении их территорий зонами свободного предпринимательства.
Зоны учреждались в городах Ленинграде, Выборге, Находке, Калининградской, Сахалинской и Читинской областях, в Алтайском крае, Кемеровской и Новгородской областях, г. Зеленограде, Еврейской автономной области.
В 1990-91 гг. Совет Министров или Верховный Совет РСФСР утвердили по каждой зоне отдельное положение, закреплявшее ее хозяйственно-правовой статус, заметим при этом, что в положениях зоны именовались "свободными экономическими зонами", а не "зонами свободного предпринимательства", как в вышеупомянутых постановлениях об их учреждении.) Набор предоставленных зонам льгот был практически одинаковым, а сами зоны рассматривались уже не только как внешне-, но, скорее, как внутриэкономический феномен, призванный создать противовесы централизованной системе хозяйствования.
Хотя принятые решения способствовали притоку в зоны иностранного капитала (росло число совместных предприятий в Находке, Калининграде, на Сахалине), они не были до конца продуманы ни с точки зрения их реализуемости, ни по своим последствиям.
Во-первых, предполагаемые масштабы зон, когда они охватывали не только небольшие территории, но и обширные области и целые края, были заведомо нереальными из-за требуемых колоссальных капиталовложений и проблем соблюдения на больших территориях особых таможенных процедур.
Во-вторых, массовая раздача зональных преференций отдельным территориальным образованиям без четких на то критериев спровоцировала волну самостийного возникновения новых зональных структур, когда та или иная территория (город, область, морской порт, центр науки или просто российская глубинка) объявляла о принятии ею соответствующего статуса, лоббируя его утверждение в верхах. Руководство России оказалось
под массированным давлением: в 1991 г. около 150 регионов добивались
образования на своих территориях свободных зон. Такая активность местных
властей отражала их стремление хоть как-то бороться с кризисными
процессами, отгородиться с помощью статуса зоны от массы различных
проблем, нахлынувших, как им представлялось, из центра.
К сожалению, сама идея СЭЗ с трудом укладывалась в русло тогдашних экономических представлений. Поэтому советская концепция «зон совместного предпринимательства» изначально была половинчатой и в конце концов так и осталась нереализованной. Они не представляли большого интереса ни для потенциальных иностранных инвесторов (из-за ограниченности возможностей освоения российского рынка через механизмы этих зон), ни для российских предприятий (из-за отсутствия стимулов для образования СП в этих зонах и возможностей реализации эффективных проектов).
1.2 СЭЗ в России

Второй этап развития свободных экономических зон наступил уже в 1990-х годах. После принятия парламентом и правительством решений о создании зон свободного предпринимательства в стране появилось 19 экстерриториальных экономических образований, в дальнейшем к ним прибавилось еще несколько.
В конце 1991-начале 1992 гг., когда российское руководство приняло курс на широкое открытие экономики в целях ее стабилизации, выборочная
либерализация предпринимательского климата на уровне отдельных зональных территорий во многом лишалась своего смысла. Принятые в этот период в Российской Федерации нормативно-правовые акты по регулированию внешнеэкономической деятельности не предусматривали должных изъятий применительно к зональным территориям. И хотя действовавшие в зонах статусные положения формально никто не отменял, налоговые службы истолковали их как утратившие силу, что фактически упраздняло значительную часть ранее предоставленных зонам льгот.
Такая неопределенность в законодательно-правовом положении СЭЗ вызвало беспокойство иностранных инвесторов, расценивших сложившуюся ситуацию как принципиальный отход правительства от линии на создание зон. Это, а также просьба руководителей зональных администраций (официальное обращение в федеральные органы власти весной 1992 г.) гарантировать действие ранее введенной в зонах системы льгот способствовали выходу в июне 1992 г. указа президента, в котором было подтверждено действие прежних зональных преференций для иностранных предприятий и предприятий с иностранными инвестициями, сохранены отдельные льготы в области внешнеэкономической деятельности для российских предприятий и даже предусмотрены некоторые общие дополнительные льготы, нацеленные на облегчение финансирования объектов инфраструктуры в зонах (предоставление для этих целей бюджетных кредитов, направление в специальные зональные
фонды части средств от приватизации федеральной собственности и др.).
Принятие указа способствовало тому, что в отдельных, наиболее "продвинутых" зонах (Находка, Калининград) началась практическая разработка стратегии развития территории и конкретных инвестиционных проектов по ее обустройству.
Тем не менее, к началу 1993 г. в правительстве возобладала линия на
ликвидацию "суперзон". Подготовленный проект Закона РФ "О свободных
экономических зонах" предусматривал формирование преимущественно микрозон двух разновидностей - свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В основу отбора зональных территорий был положен принцип сочетания их выгодного географического положения с минимизацией затрат на их инфраструктурное обустройство, что обосновывалось необходимостью более реалистичного подхода к масштабности зональных проектов.
На фактическое закрытие ранее созданных зон были направлены решения, принятые в июне 1993 г.: законодательное урезание предоставленных зонам таможенных льгот (Закон РФ "0 таможенном тарифе") и очередная отмена налоговых преференций (письмо ГНС и Минфина РФ ). И хотя иностранным инвесторам указом президента  были даны гарантии по сохранению прежних условий деятельности на три года вперед, над зонами нависла атмосфера бесперспективности.
Такое развитие событий, прежде всего, отражало стремление правительства удержать те или иные территории, претендующие на статус свободной зоны, в пределах национального экономического пространства.
В результате, к осени 1994 г. наметились следующие контуры российской зональной политики:
урезание (до 1-2 кв.км) возможных размеров свободных зон, исключающее создание относительно крупных комплексных зон свободного
предпринимательства;
формальное заимствование и перенос на российскую почву простейших образцов из мировой зональной практики без учета ее перспективных тенденций и увязки с национальной промышленной политикой;
усложненная система управления зонами, сопряженная с многочисленными бюрократическими согласованиями и невозможностью создания зон по инициативе "снизу".
Ряд регионов, не дожидаясь соответствующих законодательных решений, начал интенсивную работу по реализации проектов точечных и локальных с таможенных зон (обустройство территории, создание Компании развития и т.п.). Они сумели мобилизовать необходимые стартовые средства (кто - частные, а кто - государственные), и это предопределило их ближайший успех.
Опыт создания свободных экономических зон в современной России принято считать неудачным. И неудачи эти объясняются несколькими факторами: коррупция, непродуманность организационной структуры управления, отсутствие жесткого контроля за исполнением бюджетных субсидий и деятельностью хозяйствующих субъектов СЭЗ.
Факторы эти, главным образом, субъективные и отнюдь не позволяют говорить о том, что сама идея свободных экономических зон неприемлема для России. Напротив, для большинства экономистов очевидно, что с помощью механизма СЭЗ может быть решена проблема экономических взаимоотношений федерального центра и субъектов РФ.
2. Свободная экономическая зона: сущность, основные черты и классификация СЭЗ
2.1 Понятие СЭЗ

В соответствии с документами международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.), под свободной зоной (или "зоной-франко") понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип "таможенной экстерриториальности") и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.
Иными словами, СЭЗ - это часть территории страны с особым действующим режимом.
Выражающее этот режим специальное законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в СЭЗ, охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые отношения (в том числе - касающиеся прав собственности на землю); предоставление концессий; управление свободной зоной.
Определенную специфику в СЭЗ могут иметь также акты трудового и социального законодательства. В современных теоретических работах, посвященных проблемам свободных зон, их сущность трактуется более широко: они определяются как инструмент выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. Эта формулировка понятия "свободная зона" охватывает весь спектр явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования. При таком подходе свободная зона - это "не только и не столько обособленная географическая территория, но, скорее, часть национального экономического пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов, не используемая в других его частях".
Отмечу следующие характерные черты СЭЗ:а) применение различных видов льгот и стимулов, в том числе: внешнеторговых (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций); фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;
финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде - за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно - в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т.п.административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан.
В результате применения льгот норма прибыли в СЭЗ составляет 30-35%, а иногда и больше: например, транснациональные компании получают в азиатских СЭЗ в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2-3 раза) сроки окупаемости капитальных вложений (считается нормальным для СЭЗ когда эти сроки не превышают 3-3,5 года).б) наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом
спектре;в) всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти.
 2.2. Требования по размещению СЭЗ

Исходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны,
предъявляются соответствующие требования и к ее размещению.
К наиболее общим из них относятся:
1. благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций;
2. развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;
3. существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь - запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).
Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, (а в России, в том числе, - и к бывшим союзным республикам), а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.
В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).

3. Свободные экономические зоны в России (Находка, Сахалин, Янтарь)

Несмотря на сдерживание процессов развития свободных экономических зон сверху, тенденция к их развитию снизу часто оказывалась решающей. Активность местных администраций и управленческих структур таких свободных экономических зон, как "Находка", "Янтарь" (Калининградская область), и Сахалин способствовали тому, что правительство предоставляло им льготы, кредиты и т. п.
Сводная таблица СЭЗ в РФ представлена нами в Таблице 1 Приложении 1
3.1 СЭЗ «Находка»

 К числу таких примеров можно отнести СЭЗ "Находка". На территории свободной экономической зоны "Находка" зарегистрировано 3,3 тыс. предприятий. Из них более 2 тыс. принадлежит частным лицам. В начале 2000 годов в зоне работало 386 предприятий с иностранными инвестициями, при этом 224 предприятия со 100% иностранных инвестиций. Объем экспортной продукции свободной экономической зоны в 2005 г. составил 42,3 млн. долл., в 3 раза превысив импорт.
С российской стороны в создании предприятий с иностранными инвестициями принимают участие не только предприятия СЭЗ "Находка", но и привлекаются капиталы многих регионов России и государств СНГ.
На территории осуществляются" проекты по организации и функционированию российско-корейского технопарка и российско-американского промышленного парка. Эти промышленные комплексы должны сыграть ключевое значение в индустриализации этой зоны. В зоне действуют 15 банковских институтов (14 филиалов различных банков и банк "Находка").
Поскольку функционирование СЭЗ "Находка" длительное время рассматривалось как эксперимент, Правительство России принимало по ней специальные решения.
В соответствии с регулирующими документами в СЭЗ для предприятий, иностранные вклады в которых превышают 30%, установлены следующие льготы:
- федеральный налог на часть прибыли, переводимой за границу, составляет 7%, а соответствующий местный налог - не более 3%;
- прибыль и часть прибыли, переводимой за границу, полностью освобождены от налогообложения на 5 лет (после объявления о регулярном получении прибыли);
- часть прибыли, реинвестируемой в развитие производства, а также в объекты инфраструктуры и социальной сферы СЭЗ, полностью освобождаются от налога.
Административный комитет, который занимается вопросами регулирования и контроля в СЭЗ "Находка", приступил к осуществлению новой, стратегии по ее развитию. Основным направлением этой стратегии стало создание в зоне ряда локальных свободных зон, которые должны способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата всей зоны, стимулировать организацию импортозамещения с использованием современных технологий, появление новых рабочих мест. Другим направлением новой стратегии должен стать ориентир на превращение Находки в центр переработки грузов стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Таким образом, уже сейчас можно говорить о позитивных результатах работы СЭЗ: сравнительно высоких темпах экономического роста в СЭЗ, создании многих рабочих мест, что заметно контрастирует со всеми другими регионами России. При благоприятном функционировании СЭЗ, которое зависит не только от нее, зона способна дать мощный импульс развитию международных экономических связей Дальнего Востока и Сибири.
Категория: Мои статьи | Добавил: duch (10.12.2009)
Просмотров: 15450 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.4/5 |
Всего комментариев: 2
1  

2  
свободные зоны

Имя *:
Email *:
Код *:
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz