Свободные экономические зоны РФ - Мои статьи - Материалы - Персональный сайт
ФОРУМ ДУХОВНОГО ОПЫТА
Материалы
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [117]
Лекции [44]
Лекции А.Данильца
Альманах [2]
Рецензии на кино [12]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос
Добовлять ли ворд версии статей на сайт
Всего ответов: 515



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Приветствую Вас, Гость · RSS 09.12.2016, 02:57

Главная » Статьи » Мои статьи

Свободные экономические зоны РФ
3.2. Балтийский "Янтарь"

Согласно положению о СЭЗ "Янтарь", принятому в сентябре 1991 года, с которого началась история свободной зоны в Калининградской области, целями создания СЭЗ были ускорение решения задач социально-экономического развития Калиниградской области, повышение жизненного уровня населения области на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологии и управленческого опыта, потенциала предприятий для увеличения экспортных возможностей региона, развития производства экспортной и импортозамещающей продукции, трансконтинентального транзита, отработки новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.
Свободная экономическая зона создавалась в пределах всей Калининградской области с прилегающими к ней районами континентального шельфа, за исключением территории объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение для России .
В связи с созданием СЭЗ проводились социологические исследования, среди жителей региона, которые дали следующие результаты.
1. Знаете ли Вы о принципах создания и механизме функционирования СЭЗ «Янтарь» (Рис.1) Приложение 2)
Специалисты ответили на приведенный вопрос следующим образом (См. рис.2) Приложение 3
    Вопрос об отношении к созданию экономической СЭЗ «Янтарь» дал следующие результаты (Рис.3) Приложение 4
Отметим главные отличительные черты рассматриваемой зоны:
выгодное экономико-географическое положение на пересечении торговых путей между Евразией и Европой, наличие незамерзающего морского порта;
уникальные залежи янтаря (до 90% мировых запасов);
 изолированность области от остальной территории России границами других государств, что повышает транспортные расходы и одновременно увеличивает политические риски хозяйственной деятельности в регионе;
использование для военных нужд значительной части территории, втрое большей, чем площадь территорию гражданского заселения, что создает неблагоприятный климат для его внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранных капиталов.
Подробный анализ опыта функционирования области в качестве СЭЗ "Янтарь" и прогноз последствий создания СЭЗ, показывает, что, несмотря на
наличие определенного потенциала области и на то, что преференциальный
режим хозяйственной деятельности в ней был более стабилен, чем в других
"старых" СЭЗ (в частности, режим беспошлинного, безлицензионного и
безрегистрационного экспорта, а также беспошлинного импорта с одновременной отменой НДС и спецналога действовал в области на протяжении 16,5 месяцев - ситуация, не имеющая аналогов на территории России), дополнительные права и привилегии, предоставленные области, оказались малоэффективными для решения ее социально-экономических проблем.
При этом:
годовая динамика роста доходов области оказалась практически нулевой;
зависимость области от бюджетных дотаций центра не только не ослабла, но и усилилась, причем - на фоне сокращения ее вклада в национальный доход страны;
 довольно динамичное развитие сферы услуг (прежде всего, торгово- посреднических) не смогло уравновесить упадок производственной сферы и создать ощутимые заделы для постепенного экономического подъема в регионе;
положение с привлечением иностранных инвестиций оказалось хуже, чем у ряда других "старых" СЭЗ и регионов, не имевших льготного режима: область заняла лишь 18-ое место среди российских регионов по обьему реально вложенных капиталов, а в расчете на душу населения ее показатели существенно меньше, чем в среднем по России;
ожидаемого усиления внешнеэкономического потенциала области не произошло: хотя по объему импорта на одного жителя она существенно (в полтора раза) превзошла среднероссийский уровень, подушевой объем ее экспорта оказался на 1/3 меньше, чем в среднем по России;
режим свободной торговли потребовал усиления административного контроля над экономической деятельностью в регионе, что было вызвано ростом контрабандны.В результате остались нереализованными практически все цели, сформулированные при создании СЭЗ "Янтарь".

3.3 СЭЗ «Сахалин»

В настоящее время в рамках СЭЗ "Сахалин" созданы 23 совместных предприятия. В пределах зоны действуют льготный налоговый таможенный режим, упрощенный порядок осуществления экспортно-импортных операции, специальный государственный орган управления — Администрация СЭЗ "Сахалин".
В целях рационального хозяйственного использования природных ресурсов в СЭЗ действует Государственная инвестиционная корпорация по освоению природных ресурсов, которая предоставляет в установленном порядке лимиты, квоты и лицензии на использование природных ресурсов. Для расширения банковского обслуживания и финансовой поддержки свободного предпринимательства, содействия развитию малого бизнеса, а также крестьянских фермерских хозяйств в СЭЗ создается специальный коммерческий банк регионального развития (Банк развития Сахалина) с привлечением иностранных акционеров.
Разведка и разработка на территории зоны нефти и газа, драгоценных металлов и других природных ресурсов регулируются Администрацией СЭЗ "Сахалин".
В пределах зоны могут создаваться предприятия, осуществляющие в соответствии с законодательством России любые виды деятельности. Разрешается создание предприятий с иностранными инвестициями в банковской и страховой сферах.
Хозяйственная деятельность, связанная с использованием месторождений топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов на территории зоны, осуществляется на основе лицензий. Местные органы власти Сахалинской области в соответствии с действующим законодательством разрешают предприятиям с иностранными инвестициями долгосрочную (на срок до 50 лет) аренду земли, рыбопромысловых угодий и других природных объектов, а также зданий и сооружений.
Свободная экономическая зона "Сахалин" должна специализироваться на рыбном промысле, переработке рыбы и морепродуктов, газохимии, отечественном и иностранном туризме, гостиничном хозяйстве.
В субзоне "Курилы" Сахалинской области предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельно использовать производимую ими продукцию, в том числе для поставки на экспорт, а также распределять полученные лимиты на добычу рыбы и морепродуктов в Курильском промысловом районе. Они освобождены от обязательной продажи на внутреннем валютном рынке валютной выручки от реализации товаров (работ, услуг), произведенных на территории соответствующих районов Курильских островов. В 1993—1995 гг. здесь предусматривается целевое федеральное финансирование строительства и реконструкции аэропортов, автомобильных дорог, объектов энергетики, развития морских перевозок, средств связи, портового хозяйства и портовых сооружений. Специализация субзоны "Курилы" — рыбный промысел и переработка рыбы и морепродуктов.
3.4 Сравнительная характеристика рассмотренных СЭЗ на территории РФ

 Сравнительные характеристики СЭЗ "Находка" и ОЭЗ «Янтарь» и СЭЗ «Сахалин представлены нами в таблице 2
Таблица 2
Сравнительная характеристика 2 СЭЗ на территории РФ

Основные характеристики    СЭЗ «Находка»    ОЭЗ «Янтарь»    СЭЗ «Находка»
Создания     Решение о создании - 14.07.90 г. (постановление ВС РСФСР)    Положение о СЭЗ "Янтарь" - |
25.09.91 г.    Постановление ВС РСФСР от 27 мая 1991 г. N 1343-I
"О создании свободной экономической зоны Сахалин"
Территория    . Находка и Партизанский |район Приморского края, площадь ок. 15000 кв. км     Калининградская область, площадь ок. 4600 кв. Км    территория в административных границах Северо-Курильского, Курильского и Южно-Курильского районов Сахалинской области объявлена особой экономической зоной (субзоной) "Курилы", функционирующей в рамках СЭЗ "Сахалин" ок. 20000 кв. км.
Направления специализации    Добыча и глубокая переработка местных ресурсов биоресурсов, океана, леса, лекарственных трав, машиностроение, целлюлозно-бумажной промышленность,  глубокая переработка рыбы и других морепродуктов, производство международный туризм.
    Радиоэлектроника и электронная промышленность, судостроение, производство стройматериалов, оборудования для пищевой пром-ти судореждународный туризм,    Добыча и переработка нефти и других углеводородов, добыча и глубокая переработка биоресурсов океана, судостроение и судоремонт, международный туризм
Преимущества региона

1Выгодное экономико-географическое  положение






2.Развитая транспортная инфраструктура   


близость от положение на пересечении крупнейших центров АТР, богатый природный мир






Наличие прекрасного порта  имеющего большие перспективы развития, нахождение в конечном пункте Транссиба     


положение на перекрестке путей между Европой и Россией, наличие месторождений янтаря мирового масштаба 90% мировых запасов


Пересечение множества сухопутных, морских и воздушных трасс, наличие большого количества пограничных переходов со странами ЕС   


Наличие большого количества полезных ископаемых в т.ч. дефицитных углеводородов, богатый природный мир

Высоки уровень морской доступности
Недостатки    Высокий уровень конкуренции со стороны японских и южнокорейских портов, низки уровень сухопутной и воздушной транспортной доступности    Конкуренция со стороны окружения стран ЕС. Общее положение эсклава РФ, снижает транспортную доступность с РФ, а маленький порт снижает морскую составляющую инфраструктуры    Низки уровень транспортных связей с РФ, недостаточно развитая внутренняя инфраструктура. Экономико-политическое давление со стороны Японии

    Данный кратки анализ показывает нам исключительное разнообразие регионов действия СЭЗ в РФ и раскрывает потребности конкретных регионов в области их дальнейшего развития.
Для регионов Дальнего Востока проблемой при этом остается инфраструктурная обеспеченность и связи с ядром РФ,  и экономико-политическое давление стран АТР (для Сахалина в особенности Японии, для Находки – Китая)
Для западных регионов – экономическое давление со стороны стран ЕС и для Калининграда положение эсклава, требующее специальной системы инфраструктуры транспорта и связи с ядром РФЮ


 
Заключение

Итак, мы выяснили, что варианты свободных экономических зон могут быть настолько же разнообразными, насколько разнообразны наши регионы.
Это свободные порты и транзитные зоны (для регионов, имеющих благоприятное геополитическое положение), зоны развития с налоговыми льготами для отдельных отраслей или предприятий (для депрессивных регионов), особые экономические зоны (для стратегически важных регионов), точечные зоны (для отдельных хозяйствующих субъектов в регионах), международные зоны (для приграничных районов).
Характеризуя нынешнюю ситуацию с организацией и функционированием свободных экономических зон в России, можно констатировать, что они находятся в стадии становления, определения своей тактики, выбора приоритетов и ориентации.
Без существенной поддержки государства этот период может сильно затягивается, оставив многие проекты нереализованными.
Свободные экономические зоны в России при использовании их государством как механизм селективной либерализации инвестиционного климата должны выполнить свою роль, концентрируя экспортно-ориентированное и импортозамещающее производство, представлять собой "ловушки" для иностранных инвестиций, стимулируя внешнеэкономические связи.
Они также должны стимулировать сосредоточение технико-технологических инноваций, способствовать освоению современного рыночного механизма хозяйствования. Организация свободных экономических зон в России должна стать одним из путей интеграции экономики страны в мировое хозяйство, как средство интенсификации ее международных экономических связей.

Литература

1. «Об особых экономических зонах в РФ» Федеральный закон от 22 июля 2005 г.// Собрание законодательства РФ. 2005. N 30 (ч. 2).
2. Положение о свободной экономической зоне в районе г. Находки Приморского края. Утверждено постановлением СМ РСФСР от 23.11.90 г. N 540. – Находка. 1990 – 240 с.
3. Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ "Янтарь"). Утверждено постановлением СМ РСФСР от 25.09.91 г. N 497. – М.: Право. 1991 – 260 с.
4. Авдокушин Е. Ф.. Свободные (специальные) экономические зоны. - М., 2007 – 320 с.
5. Глуховский М.В СЭЗ "Находка": иллюзии и реальность. – Деловой мир, 2006, N 3, c.53-54
6. Данько. Т. П., Окрут 3. М.. Свободные экономические зоны. - М.: Инфра-М., 2008 280 с.
7. Данилец А.В. Геополитический мониторинг России. – СПб.: 2009
8. Игнатов В.М. Свободные экономические зоны. - М.: "Ось-89", 2008 – 420 с.
9. Смородинская Н.К., Белова Г.Ф., Богачева О.Р. и др. Свободные экономические зоны: уроки мировой практики. - Москва-Находка, 2007 – 480 с..
10. Смородинская Н.К., Капустин А.Л. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы. - Вопросы экономики, 2006, N 12, с.126-140.
11. Региональная экономика, ред. Морозова Т., М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007 – 420 с.
12. Семенов Г.П. Развитие свободных и оффшорных зон. - Российский экономический журнал, 1995, N 11, с.34-44.


Категория: Мои статьи | Добавил: duch (10.12.2009)
Просмотров: 6504 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.2/4 |
Всего комментариев: 1
1  
А почему нет таблиц и приложений???мне очень надо!!!

Имя *:
Email *:
Код *:
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz